Междуцарствие в Имеретии — эпоха истории Имертинского царства с 1660 по 1720 год, когда не было естественной преемственности царей, в стране шла почти постоянная феодальная война, постепенно исчезали города, возникла практика продажи людей в рабство, и в итоге исчезли почти все признаки государственности и цивилизации. Хаос прекратился только в 1720 году, когда к власти пришёл царь Александр V. Его преемникам так и не удалось до конца восстановить порядок в Имеретии, и в 1804 года царство было захвачено Российскй империей.
Собор Баграти, рухнувший в разгар Междуцарствия, был своего рода символом той смутной эпохи.
Терминология
Термин «Междуцарствие» пришлось придумывать специально для этого сайта, чтобы обозначить период, не похожий на предыдущую и последующую историю Имеретинского царства. Почти всю историю Имеретии можно разделить на периоды по правлению царей, и только этот кусок истории не укладывается в такую систему. В российской и грузинской литературе никто этот период особо не выделял, поскольку история Имеретии почти никогда не рассматрвиалась отдельно. Кому-то может не понравится сам термин или ограничение периода конкретно этими годами (1660 — 1720), но это хотя бы удобно с практической точки зрения.
Примечание. Этот текст уже был написан, когда автору попался на глаза доклад какого-то росийского историка о событиях 1660 - 1720 годов. Стало быть, академическая наука всё же обратила внимание на эту эпоху.
Краткая характеристика
Имеретинское царство образовалось в 1463 году, и первое время было относительно сильным и стабильным, вмешивалось в дела Картлийского царства, воевало с князьями Джакели и даже с Турцией, но отсутствие внутреннего единства постепенно осложняло ему существование. После смерти Баграта III (1567) цари в основном погрязли в решении мелких семейных проблем. Иногда царей свергали, но без глобальных последствий. В 1649 - 1650 годах царь Александр III даже начал переговоры о покровительстве с Россией, но вскоре сам навёл порядок в стране, и в момент его смерти в 1660 году в Имеретии дела обстояли на редкость хорошо.
Но именно смерть Александра III стала переломным моентом истории Имеретии: его жена свергла его наследника, имеретинцы в ответ призвали на помощь князей Джакели, потом в войну втянулись князья Дадиани и картлийские цари. Удержаться у власти не удавалось никому. В 1691 году в разгар хаоса, ахалцихцы взорвали собор Баграти. Около 1697 года корона Имеретии настолько обесценилась, что от неё стали просто отказываться.
В том же 1691 году область Лечхуми перешла к князьям Мегрелии, а в 1703 году турки забрали прибрежную полосу Чёрного моря, присвоив себе города Батуми и Анаклия.
Политический кризис породил кризис социальный. Вахушти Багратиони писал примерно 30 лет спустя, что «были все развратными, клятвопреступниками, пленопродавцами, разбойниками, святотатцами и не только вельможи». Исчезают города. Если в 1648 году российские послы видели Кутаиси вполне себе городом с царским дворцом, то уже в середине эпохи от Кутаиси осталась только небольшая крепость и уже никто не называет Кутаиси городом. Исчезли города Чихори и Чхари. Работорговля приняла угрожающие масштабы.
В 1720 году к власти пришёл Александр V. Порядка всё ещё не было, но он продержался у власти 32 года, потеряв власть лишь один раз и всего на год. Его сыном стал Соломон I, который сумел вытащить страну из бездны, запретить работорговлю и даже как-то воевать с Турцией. В 1789 году царём стал Соломон II. На его примере видно, на что была похожа Имеретия после 1720 года. Не было царского дворца, налогообложения, государственного аппарата. Царь перемещался по стране, питаясь тем, что давали ему люди. В 1802 году российских послов принимают уже не во дворце, а в лесном шалаше. При этом дворец физически существовал, но царь по какой-то причине им не пользовался.
Когда Российской империи потребовалась территория Имеретии (для прохода к Мегрелии и Поти), она просто забрала её, не встречая организованного сопротивления.
Междуцарствие накрыло Имеретию тогда, когда в соседнем Картлийском царстве наступила стабильность, начали строиться новые города, храмы и монастыри. Восточная Грузия приходила в себя после персидских нашествий, а Западная, без всяких нашествий, погружалась в кризис. Если бы не Междуцарствие, то Имертинское царство, в силу выгодной географии и хорошей плостности населения (около 300 000 человек) имело шансы объединиться и стать чем-то большим и сильным. Но вмешалось что-то потустороннее. Гегель по этому поводу сказал бы, что дух имертинской нации даже не постарел и не ослаб, а просто встал и куда-то вышел. Не объясняя причин.
Междуцарствие — самый трагический период всей грузинской истории. И он же по каким-то причинам забыт почти полностью. Вероятно, людям не хотелось думать о том, что самое страшное зло может придти изнутри, а не откуда-то снаружи.