На главную Самцхе-Джавахети Боржоми Узкоколейка Боржоми-Бакуриани.
Узкоколейка Боржоми-Бакуриани.
Узкоколейная железная дорога Боржоми-Бакуриани (ბორჯომი-ბაკურიანის სარკინიგზო ხაზი) – единственная на всю Грузию узкоколейка, удивительным образом совмещающая в себе сущности транспорта и аттракциона. Она завоевала себе великую славу по всей России, и о ней слышали даже те, кто вообще ни о чем другом грузинском не слышал. От себя скажу, что это действительно забавная штука, соединяющая город Боржоми и курорт Бакуриани в некий единый комплекс.
 
Узкоколейка

 

Что это такое

Узкоколейка – это 38 километров железнодорожного полотна шириной 911 миллиметров, которая начинается в Боржоми, идет через села Цеми и Цагвери и заканчивается в Бакуриани.  За 1 или 2 лари и 2,5 часов она позволяет вам набрать 1000 метров высоты и попасть в Бакуриани, что медленнее, чем на маршрутке, зато интереснее и чуть дешевле. По дороге ходит два локомотива: зеленый и голубой, к каждому цепляют два вагончика. Все это неторопливо движется со скоростью примерно 25 километров в час. Самые красивые участки – верхние, ближе к Бакуриани. На маршруте есть один мост и один тоннель.

Узкоколейка

Двухларовый вагон

История

Узкоколейка появилась еще в самом конце XIX века, но депо и станции появились позже. В 1897 году из Англии привезли первый паровоз, а постоянное движение открылось в 1902. Станции строились в первые годы ХХ века и сейчас на них местами остались надписи с годом постройки. В те годы по дороге ходил небольшой паровозик – его можно видеть на постаменте в нескольких десятках метров от станции «Боржоми-Товарная». Поезд проходит как раз мимо него.   

Паровоз


В советское время дорога выполняла какие-то важные транспортные функции – например, вывозила минеральное сырье из поселка Андезит. Грузовые перевозки кончились вместе с советской эпохой, и на некоторых станциях сейчас можно видеть ржавеющее товарные вагончики. Кое-где от основной линии ответвляются и уходят куда-то в лес другие, не действующие. В 1966 году паровозы заменили на электические локомотивы ЧС11, которых сейчас во всем мире 12 штук.

В свое время сестра жены Саакашвили выделила деньги на раскраску вагончиков и станций и придумала какой-то сложный проект по катанию детей, но долго этот проект не прожил. А раскраска осталась.

Расписание

Важно знать, что поезда отходят не с центральной боржомской станции, а со станции "Боржоми-Грузовая", которая на 2 километра восточнее центральной. Грузовая она потому, что там рядом завод "Боржоми" и там грузят минералку. В Бакуриани поезд приходит на единственную станцию, практически в центре курорта.

 

Боржоми-Бакуриани: 07:15 - 09:40

Бакуриани-Боржоми: 10:00 - 12:23

 

Боржоми-Бакуриани: 10:55 - 13:21

Бакуриани-Боржоми: 14:15 - 16:30

 

Стыковки. Расписание подогнано так, что узкоколейные поезда стыкуются с тбилисскими электричками. Причём между ними есть запас в полчаса. Например, поезд УЖД приходит в Боржоми в 16:30, а в 16:50 проходит электричка на Тбилиси. Соответственно, если поезд уходит из Боржоми в 10:55, то чуть раньше тут проходит тбилисская электичка на Боржоми (которая 6:40 из Тбилиси).

Технические детали

Каждый состав состоит из локомотива и двух вагончиков. Задний вагончик чем-то напоминает обычную электричку. Это как бы второй класс и стоит 1 лари. Передний вагончик уже современный, с приличным дизайном и стоит 2 лари. В дешевом всегда больше народу, больше орущих детей и неспокойных подростков. Так что советую дорогой вагончик – там гораздо приятнее созерцать пейзажи. Каждый вагон имеет 32 сидячих места, итого каждый поезд перевозит 64 человека, не считая стоящих.

Узкоколейка
Вагон второго класса

 

Узкоколейка

Вагон первого класса

Оплата производится уже внутри вагона по ходу движения. Вам выдают настоящий билет, который можно сохранить как сувенир. На остановках из вагончика можно спрыгивать на платформу. Все остановки короткие, но можно как минимум успеть фотографироваться.

Билет
Билет

 

Теперь про локомотив. Он электрический (потребляет 1500 вольт), чешский, 1966 года производства, весит 66 тонн. Моторы затягивают поезд наверх, а вниз он идет уже своим ходом, причем машинист контролирует скорость тормозом. Главный инструмент управления локомотивом – большое колесо, функции которого различны. При некотором везении можно попасть в этот локомотив и проехать веь путь именно на нем. Как минимум, это избавит вас от орущих детей.

 

Некоторые виды из локомотива



 

Безопасность

У всей этой системы множество подстраховок и проверок. Например, машинистов перед каждым рейсом проверяют на давление и еще на какие-то состояния. За нетрезвость сразу отстраняют от рейса. В локомотиве стоит хитрый прибор, который фиксирует все данные о движении – своего рода «черный ящик». Сама колея имеет тупиковые ответвления на случай, если тормоза откажут. Так что здесь все продумано.

Экономические аспекты

Билеты – штука символическая. Поезда себя не окупают и живут за бюджетные деньги, как и все поезда в Грузии. Зарплата машиниста сейчас – 300 евро, а всего машинистов вроде бы четверо. Итого 1200 евро уходит только на зарплату машинистам. А еще есть механики, стрелочники и прочий персонал. Ну и энергия. Один рейс при полной загрузке (64 человека) дал бы 46 евро, но на деле поезд загружается чуть более, чем на половину.

 

 

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.016309022903442 сек.