Община Эцери
Община Эцери (ეცერის თემი) — одна из общин Западной («Княжеской») Сванетии, которая состоит из 14-ти сёл и которую населяет примерно 500 человек. В наше время к ней утратили интерес, хотя в конце XIX века здесь находилась усадьба князя Дадешкелиани, и её часто посещали путешественники. Сейчас она интересна руинами княжеского замка, одним интересным храмом и парой малоинтересных.
 
Община Эцери
 Община Эцери, вид из Пхутрери на восток, в сторону горы Лайла (4000 метров). Виден южный край села Искари.
История
Эцери попала в грузинские хроники едва ли не первой из всех сванских общин. Во всяком случае, историк Бакрадзе нашёл упоминание событий эпохи царя Баграта V (1360—1393). Тогда сваны зачем-то спустились с гор и сожгли Кутаиси, в ответ на что «Баграт с большим войском проникает через Рачу в деревню Ецер, лежащую в Княжеской Сванетии и, наказав виновных, приводит Сванетов в покорность».
 
Примерно в XV веке западная Сванетия оказалась собственностю князей Дадешкелиани. О них известно немного. В 1812 году умер князь Циох Дадешкелиани, который разделил свою землю между двумя сыновьями. Его сын Татархан получил общины Эцери и Бечо, а потомки второго сына, Левана, получили общину Пари. В ноябре 1833 года Татархан вступил в подданство Российской империи, а в 1837 году он крестился, и получил имя Николай. С его личных слов мы знаем, что в те годы основной доход его семье шёл от работорговли.
 
Татархан умер в 1850 году. Его владения снова были разделены: сын Отар получил общину Бечо, а сын Джансух общину Эцери. Но Отар перешёл в ислам, и его владения были конфискованы.В 1855 году Дадешкелиани из общины Ипари убили Джансуха, за что были сосланы в Россию. Его сын Татархан/Тенгиз Джансухович остался фактически единственным князем в этой части Сванетии.

Замок в Эцери
Замок Дадешкелиани в Эцери (1905)
 
Тенгиз Дадешкелиани стал целой эпохой в истории края. В 1875 году путешественник Стоянов писал про него так: «Он кроме родного языка, говорит по-грузински (с акцентом впрочем), хорошо говорит по-мингрельски и по-карачаевски. В Сванетии он лицо необходимое для власти: в Местии мне рассказывали, что он в эту зиму примирил столько кровоместников, сколько никому не удавалось примирить в последние пять лет. В официальном отношении он помощник сванетского пристава (без содержания) и исполняет его должность во время его отсутствия. Но в отношении неофициальном он едва ли не первый авторитет для сванет. Конечно, народ по преданию чувствует уважение к первому по значению сванетскому роду: и до сих пор в Сванетии свято соблюдается обычай, по которому никто из народа не смеет наложить руку на Дадишкелиана или ранить и убить его. С другой стороны, впрочем, в общинах восточной Вольной Сванетии, как увидим ниже, даже ворчат против этой фамилии, помня ее прежние кровавые бесчинства. Но Тенгиз — другое дело: его имя произносится с уважением, его приказания исполняются немедленно, его детей и его гостей встречают и принимают с большим радушием».
 
Усадьба Дадешкелиани в Эцери была хоть каким-то подобием светской жизни в Сванетии, и её посещали многие путешественники того времени. Князь мог помочь с проводниками и выдать какие-то разрешения. Это был офис туристической информации своего времени. В 1903 году он принимал у себя экспедицию Вилли Рикмерса, и именно он подарил Ушбу альпинистке Ченчи фон Фиккер.
 
В 1852 году он женился на Екатерине Анчабадзе, В 1850-е родились его дети, но когда он умер, и кто был князем в начале советизации, пока не очень понятно.
 
С приходом советской власти князья Дадешкелиани исчезли, Эцери перестало быть культурным центром, и о нём начали забывать. теперь всех интересовала только Вольная Сванетия, или хотя бы община Бечо, откуда поднимались на Ушбу или к её ледникам и водопадам. Про Эцери забыли. В 1992 году клан Апрасидзе захватил общину и перекрыл доступ в Верхнюю Сванетию. Он был своего рода князем этих мест до 2005 года.
Современность
В наше время община Эцери — это территория примерно 5 на 5 километров. Это пологий склон от горы Черинда к берегам реки Ингури. Самое верхнее село, Челири, лежит на высоте 1670 метров от уровня моря, асамое нижнее, Калаши, на 1200. Центр общины — село Искари, примерно 1500 метров высоты. Через общину проходит Местийская трасса, задевая край села Лантели и села Искари.
 
В сёлах общины нет сванских башен, и вся её территория довольно пологая, поэтому ничем не привлекает к себе внимания. Те, кто едут в Местию, уже утомлены долгим Ингурским ущельем, им хочется скорее в Местию, и они не обращают внимания на эцерские домики.
 
Примерно в центре общины есть перекрёсток, что-то вроде автобусной остановки и щит с указателями треккинговых троп. Отсюда вниз через 500 метров начинается село Лашхрери, где уцелел только один храм, но очень грубо построенный, почти часовня. За перекрёстком справа (вниз по склону) находится село Лантели, где тоже есть храм и тоже невыразительный. На восток от лантели протекает речка Лешта, за которой спуск вниз, к селу Калаши. Там тоже есть храм, но явно поздний. Особенность Калаши в том, что там самый берег Ингури и довольно красиво, есть мост.
 
Всё интересное расположено выше трассы. Почти от перекрёстка наискось идёт дорога в село Цаланари, где стоит храм Святого Гиоргия. Он новый, построен совсем недавно. Через Цаланари можно зигзагами выйти в село Пхутрери, стоящее высоко на горке.  С высоты села хорошо видно всю нижнюю часть общины и гору Лайла, а на восток видна гора Штавлери (3993 метра).
 
Община Эцери
Вид на гору Штавлери
 
Пхутрери особо интересно своим Архангельским храмом, который датируется X веком. Это значит, что это один из ранних храмов Сванетии.В нём сохранились фрески не вполне понятного периода и очень архаичная алтарная перегородка. По воскресеньям проходят службы, и в это время храм открывают. В остальное время часто закрыт.
 
Архангельский храм в Пхутрери
Храм в ПхутрериХрам в Пхутрери
 
Из Пхутрери можно выйти в село Искари (или прямо от перекрёстка). В селе есть небольшая церковь Святой Варвары, но не особенно выразительная.

Храм Варвары в Искари
 
Примерно километром севернее Искари находится село Барши, где есть храм Богородицы в неизвестном науке состоянии, и руины усадьбы Дадешкелиани. Здесь сохранилась вся башня, но остальные постройки сильно пострадали.
 
Восточнее Барши, за оврагом, находится село Кураши, где есть простенький храм Святого Гиоргия. Он построен в XI - XII веказх, у него сохранились фрески и алтарная перегородка.
 
В верхней части общины уже ничего нет. Если подняться выше Барши ещё на пару километров расстояния, то там начнётся альпийская зона и можно выйти на пеевал Бак (2416 м.). С него есть спуск в общину Бечо, к селу Мазери. От барши до перевала 4500 метров с набором высоты 769 метров.
 
Из Барши есть тропы в соседнюю общину Пари, где есть храм Свипи. До храма 6 километров с небольшими перепадами высот (около 300 метров).
Замок Дадешкелиани в Эцери
...
Инфраструктура
В сёлах общины не заметно магазинов, но есть примерно три гестхауза. Один из них находится в Барши, прямо около бывшего дворца Дадешкелиани. Ещё один чуть севернее Пхутрери. Этими гестами имеет смысл пользоваться, поскольку для палаточныхночёвок местность не вполне удобна (главным образом из-за отсутствия удобных родников).
 
 
 общины Сванетии
Бечо
 ЛаталиЛенджери
 КалаМестия  МулахиУшгули
 Эцери
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.040563821792603 сек.