Храм Святого Гиоргия в Даба

Церковь Святого Гиоргия в селе Даба (დაბის წმინდა გიორგის ეკლესია) — небольшая, очень простая по конструкции (зальная) церковь, которая находится в ущелье реки Гуджаретисцкали, под навесом скалы. Интересна тем, что построена в XIV веке и тем, что содержит некоторое количество нетипичных орнаментов, и надпись. По какой-то причине именно ей в современной литературе посвящено много пафосных диферамбов.

 

Церковь в Даба

История изучения

Эта церковь не имеет истории как таковой, но имеет интересную историю изучения. В 1848 году исследователь Марий Броссе поручил одному человеку посмотреть этот храм и скопировать надпись на его западной стене. Изучив надпись, Броссе предположил, что храм построен в 1333 году при царе Гиоргии Блистательном. Но в 1875 году храм посетили историк Бакрадзе и архитектор Зальцман, и Бакрадзе решил, что храм построен в 1175 году, при другом Гиоргии, отце царицы Тамары. Эти выводы были сделаны исключительно из надписи.

 

Уже в советское время храм посетила искусствоведка Рене Шмерлинг, которая опубликовала в 1948 году подробное исследование. Она проанализировала орнаменты и пришла к выводу, что это искусство эпохи упадка с большим количеством заимствований из сельджукских орнаментов. По её версии, этот храм относится к очень необычному типу храмов, в которых смешаны грузинские, сельджукские и армянские элементы. Ближайшим аналогом она назвала собор в монастыре Ахтала. Статья Шмерлинг по сей день является самым подробным текстом по этому храму.

Современность

Гиоргиевский храм в Дабе небольшой и незамысловатый. Шмерлинг назвала его «старательно обдуманным». По её словам «западный фасад... вырастает весь, целиком, поражая неожиданностью своего появления». «...фасад, светло-серый, покрытый резьбой, в рамке густой, богатой оттенками, зелени леса, весь в зелёных рефлексах и солнечных пятнах, создаёт впечатление драгоценной находки».  И это в целом верное описание, если посещать храм летом. В осенне-зимний период он выглядит немного иначе, зато и фотографировать его удобнее.

 

Шмерлинг обратила внимание на две особенности этого храма: большое количество заимствований из исламской архитектуры и в отдельных местах небрежность в исполнении. Большой прямоуголный портал храма показался ей подозрительно походим на сельджукские порталы. «Характерная для сельджукской архитектуры форма прямоугольного, богато разработанного портала, включающего прямоугольный же вход, привилось широко в архитектуре Армении XIII—XIV веков. В Грузии подобное оформление входов применяется сдержанно, однако в Ахтале, т.е. в XIII веке, оно уже налицо».

 

 

Этот портал имеет не только сельджукскую форму, но и заимствованные детали. Например, внешняя полоса с узором в стиле «меандр» вообще больше нигде в Грузии не встречается. Круглые розетки в углах портала тоже явное заимствование. Предположительно сельджукским заимствованием шмерлинг считала и широкую полосу с узором в виде звёзд. Орнамент на дуге портала в Грузии тоже не встречается и на Шмерлинг произвёл впечатление «чужого». При том, что в Армении такие орнаменты встречаются часто (В Сагмосаванке, например).

 

И вывод у Шмерлинг такой: «Таким образом, пртал западного входа даёт интересное сочетание приёмов, берущих начало ещё в XIII-м и начале XIV-го века, с орнаментикой, в отдельных элементах совпадающей с теми, которые вошли в обиход декоративного творчества сельджукского и армянского искусства».

 

По её словам, сельджукские заимствования быстрее вошли в армянскую архитектуру, но очень медленно проникали в грузинскую. И проникали довольно поздно. И Дабский храм есть пример такой вот эклектики.

 

На западном фасаде есть ещё окно, рама которого как бы стоит прямо на раме портала. В Грузии соединение окна с аркой встречается только в поздних памятниках, в Ркони, Чуле и Сапаре. В Армении такое есть в Ахпате, в Агарцине и Гандзасаре.

 

 

На восточной стене храма есть только одно окно с орнаментом. Но Шмерлинг уделила ему много внимания. У окна две полосы орнамента и две розетки сверху. Авторы здесь не особенно старались: орнамент «сбивчив, стеснён, неразборчив», в нижней части внешней полосы резчик ставил три круглые розетки, но не расчитал место, и заполнил пустоту кружочком с «листиком вялого, сбитого рисунка». Круглые розетки над окном сделаны тоже небрежно, и слистья вокруг тоже неаккуратные. Таким образом, в оформлении храма присутствуют и очень качественно выполненные элементы, и очень небрежные, что по словам шмерлинг вобще характерно для той эпохи (XIV век).

Надпись

Помимо орнаментов, храм интересен надписью в четыре линии над западным входом. Это не вполне обычная для Грузии надпись, где буквы изображены обводом:

 

Церковь в Даба

 

Она написана шрифтом асомтаврули, и если её перевести на современный шрифт и заполнить пропущенные буквы, то получится такое:

ინდიქტიონისა მეფეთ–მეფე გიორგისა, ძისა დიმიტრისა, მეცხრამეტისა,

სიტყვისა ღვთისა ხორცშესხმის მიზეზით,

აღვაშენე ტაძარი ესე ჟამსა მეფეთ–მეფის

გიორგისა მე მოლარეთუხუცესმა

 

Бакрадзе в 1875 году перевёл надпись так: «Воплощение слова Божьего причина! Храм сей построен в 19-й индиктион царя царей Гиоргия, сына Димитрия, мною...». Как мы видим, Бакрадзе по какой-то причине не перевёл последнее слово მოლარეთუხუცესმა (казначей). И сам перевод очень вольный. Подстрочник выглядел бы примерно так: «В индиктион царя-царей Гиоргия, сына Димитрия, 19(-й?)/, слова Божьего воплощения причина,/ воздвиг собор сей во время царя-царей/ Гиоргия я, казначей...». Видимо, общепринято понимать выражение «в индиктион... 19-й» как 19-й год 14-го индиктиона, то есть, 1331 год. Хотя везде пишут, что это 1333 год. Что несколько странно. У автора этой статьи возникло несколько безумное предположение, что 19-й относится не к дате, а к царю Гиоргию, который был 19-м царём объединённой Грузии, если считать Баграта III за первого царя. Во всяком случае, странно, что цифра 19 написана словом, а не буквенной цифрой (ით).

Оценки

Храм в Даба будет интересен тем, кого волнуют всякие орнаменты, культурные пересечения и история архитектуры. Но для непричастного ко всему этому человека это будет просто банальный зальний храм, разве что симпатично пристроенный к скале. Но один путеводитель заявил такое: «Церковь Святого Георгия в Даба по праву считается самым красивым местом в Грузии и основной её достопримечательностью. Если вы решили погостить в данной стране, обязательно посетите церковь Святого Георгия. Вы увидите не только исторический памятник, но и сказочно красивое место Грузии, которое позволит отдохнуть и телом, и душой. Оно наполнит вас своей неописуемой энергией, подарит незабываемые мгновения. Вы никогда не забудете церковь Святого Георгия в Даба, и каждый раз будете думать о ней с особой теплотой». Это надо было испытывать немалый дефицит мыслей, чтобы объявить Дабу самым красивым местом в Грузии.

 

Другим путеводителям явно нечего сказать, и они повторяют надпись на инфотабличке при храме. Мол, характерный, мол, 1333 год, «словно птичка в своем гнезде». Некоторые повторяют байку столетней давности: «В церкви нет дверей. Существует предание, что к храму несколько раз приделывали двери, но безрезультатно, они всегда падали».

Как найти

Дабский храм найти очень легко. Он находился в посёлке Даба, который проходят все маршрутки из Боржоми в Бакуриани, Тимотесубани или Цагвери. В начале села есть мост. Перед мостом вправо уходит дорога, которая через 400 метров приходит к переезду через линию узкоколейки. Дальше лучше пешком. Переходим узкоколейку, дорога заворачивает вправо, потом влево и вверх. Пройти надо всего метров 200 или 300.

 

Координаты: 41°48'24"N   43°26'47"E 

 

ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ САМЦХЕ-ДЖАВАХЕТИ
Ацкури
Даба
Вардзия
Зарзма
Зелёный
В-Квабеби
Кумурдо
СапараТимотесубаниУде
Чуле
(мечеть)
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.039127111434937 сек.