Первый музей в городе Болниси появился в 1951 году. Это было, вероятно, как-то связано с раскопками, которые широко велись по всей Грузии в те годы. Долгое время музей занимал маленький голубой домик в центре города. Экспозиция занимала два этажа, вход стоил 1 лари даже тогда, когда многие музеи стоили 3 лари.
Современность
Этот музей имеет сильный уклон в археологию, поэтому приходить сюда имеет смысл тем, кто имеет какое-то представление об этой науке. Самый большой кусок экспозиции посвящён культуре Шулавери-Шому. Так бывает, что в провинциальном музее экспозиция в целом скучноватая, но есть какой-то один уникальный экспонат, ради которого в музей стоит зайти; тут всё иначе: тут сразу много ценных экспонатов, помимо того, что это вообще единственный музей культуры Шулавери-Шому и один из немногих на планете музеев имеющих самое прямое отношение к Неолитической революции. (Наверняка другие такие музеи есть, хотя автор их не видел).
В музее один этаж, три маленьких зала и один большой для постоянной экспозиции, и ещё один зал для временной.
С улицы вы попадаете на ресепшен, откуда налево — вход, а направо — кафешка и туалеты. Наличие кафешки огромный плюс, потому что музей такого масштабанелегко посещать с одного захода. Полезно сделать паузу. (В сентября 2021 года не работала)
После кассы вы заходите в 1-й зал. Это небольшой длинный зал, который повествует о Дманисских гоминидах и немного о геологической истории Грузии вообще. В части гоминидов он во многои дублирует Национальный музей и Дманисский музей. А ещё тут есть видяшка, показывающая изменение очертаний материков за последние 200 миллионов лет, то есть визуализация статьи этого сайта про первобытность.
В дальнем конце зала стенд с орудиями эпохи палеолита.
Из 1-го зала во 2-й ведёт хитрый полукруглый переход. В этом переходе начинается главная часть экспозиции, культура Шулавери-Шому. То есть, это культура людей, которые первые пришли в необитаемое Закавказье после Мезоккского похолодания и принесли с собой умение выращивать еду. Это случилось после 6000 года до нашей эры. С их приходом в Закавказье началась Неолитическая революция. И вот стенд в переходе показывает предметы быта первых земледельцев Закавказья, в частности, серп с наборными лезвиями.
Часть поселений той эпохи найдена в Болнисском районе, а часть — в соседнем Марнеульском, например, поселение Гадачрилис-Гора. Жители этих поселений строили круглые домики, напоминающие юрты. было бы совсем круто сделать модель такого поселения, но авторы музея этого нюанса не додумали. Но додумали другое: те домики складывались из кирпичей, и тут выставлено таких кирпичей сразу несколько.
Это кирпичи возрастом 8000 лет, и они выглядят примерно как и современные. Сейчас в статьях про вино часто пишут, что грузинскому вину 8000 лет, но никто не додумался написать, что грузинскому кирпичу тоже 8000 лет. А если такое написать, то едва ли кто впечатлится и станет охотнее покупать кирпичи. Однако ж, это одно из величайших изобретений человечества: изобретённый однажды, кирпич принципиально не менялся в течение тысячелетий.
В центре большого зала две витрины полукольцом. На первой предметы неолита, в том числе обсидиановые лезвия и какие-то костяные отвёртки.
Большие куски обсидиана - это то, что в науке называют нуклеус. Это от них откалывали тонкие пластинки. Музею отдельное спасибо за то, что выложил не 5-6 штук, как остальные музеи, а сразу множество. Тут надо иметь в виду, что в Болнисском районе нет своего обсидиана. Его приносили с Джавахетского нагорья. Это своего рода импорт.
Слева на стене, судя по табличкам, заканчивается эпоха Шулавери-Шому и начинается эпоха Куро-Аракской культуры. Предметов тут немного. Это понятно, вся К-А культура изучалась по находкам в Квацхетле и по прочим поселениям соседней области Шида-Картли. Однако ж, тут выставлен такой раритет, как медный топор.
Культура Шулавери-Шому где-то в своём завершении перешла в Медный век. Это довольно спорный век, и не все согласны с его существованием. Однако ж, были времена, когда люди освоили металлургию и выплавили свои первые топоры из чистой меди. Вот такие как на стенде. Обидно, что при топоре не написали его примерный возраст и место обнаружения.
Далее экспозиция становится немножечко невнятной. Кажется, она хочет сказать, что в ту эпоху что-то интересное творилось в Сакдриси (где были найдены золотые шахты), и там нашлик акие-то камни, так что ими завесили всю торцовую стену зала.
Тут же под полом под стеклом сделано что-то вроде захоронения со скелетом, но и тут постенялись подписать, что это за экспонат.
И уже перед выходом из зала есть стенд Триалетской культуры. Это Среднебронзовый век, и вот вам множество бронзовых топоров.
Этот стенд интересен не столько тем, что на нём есть, сколько тем, чего на нём нет: на нём нет колхидских топоров. Ни один из них не добрался до этих мест. А полукруглые топоры очень похожу на топоры того же века из Кахетии. То есть, Восточная Грузия имела культурную общность уже в те годы (примерно в 3000 году до н.э.)
Идём в третий зал. Тут средневековье. То есть, самая тёмная эпоха в истории Квемо-Картли. Мы знаем про неё очень мало. Поэтому и выставлено тут немного. Зато выставлено красиво. Например, прямо по центру зала стоит алтарная перегородка XIII века из Сакдрисхеви. Это типичная алтарная перегородка той эпохи. Почти эталонная. Слева - стелла ддманисского эмира по имени Иоб.
Слева у стены каменный саркофаг с надписью шрифтом асомтаврули. Причём очень крупным.
Последний, четвёртый, зал — про болнисских немцев. Понятно, что в советском музее не было такой экспозиции, и понятно, что сейчас без неё музей выглядел бы странно. Однако, музеи этнографии неэкзотических народов редко бывают зрелищными. Здесь хотя бы поместили большую карту с маршрутом переселения немцев в Грузию. Это полезно.
Остальное — немножечко вещей, книги, старая карта Екатериненфельда. Скромно, но хотя бы оформлено красиво.
Наконец, пятый, дополнительный зал предназначен для временных выставок. Осенью 2021 года там можно увидеть картины немецких художников,которые жили в Грузии. Это Пол Франкен, Оскар Шмерлинг, Ричард Соммер и иные. Франкен интересен как художник, изображающий Грузию в эпоху романтизма. Вот, например, Метехская скала и Метехский собор в его исполнении (фрагмент):
..
Минусы музея
Создатели музея проделали большую и интересную работу, но забыли про маленький нюанс: вещи надо называть своими именами. Здесь во многих случаях не подписаны экспонаты, вместо этого сбоку приделана табличка, рассказывающая об эпохе в целом. Не подписана крупным шрифтом витрина с Триалетской культурой (Она там вообще нигде не названа по имени). Не подписано захоронение под полом. Ничего не сказано про медный топор. Наверное, авторы были специалистами, для которых всё это самоочевидно и им не пришло в голову объяснять простые вещи непосвящённым. Это огромный минус, потому что задача музея — приводить в систему ту кашу, что бывает в голове у среднего человека. Это называется Просвещение. Для этой работы не надо быть специалистом, надо просто обладать системностью мышления. Обидно, что важнейшие и интереснейшие моменты просто пройдут мимо внимания посетителя из-за того, что в экспозиции не расставлены нужные акценты.
Формальные данные
Музей работает по всем дням кроме понедельника.
Музей работает с 10:00 до 17:30
Стоимость билета взрослым - 5 лари.
Школьникам и студентам 0,5 лари
Экскурсия с гидом стоит 45 лари.
Заявлена особая экскурсия за 200 лари, но сотрудники сказали, что такого нет, а на ресепшене упомянуто просто случайно.
Музей находится на восточном выезде из Болниси и хорошо виден с дороги.
Координаты: 41°27'9"N 44°33'51"E