История города Мцхета насчитывает более 2000 лет. Он явно существовал до нашей эры, ещё в античности, и даже в более ранние эпохи, хотя тогда это было скорее поселение, чем город. В археологии принято думать, что Мцхета как город сформировалась в VI—V веках до нашей эры. Сейчас история этого города нам известна очень фрагментарно. Основные события в истории Мцхеты происходили в основном в V—VI веках.
Поселение на месте Мцхеты появилось в какой-то далёкой древности. Возможно, ещё в бронзовом веке. Высокий скалистый мыс на слиянии двух рек был настолько удобен во всех смыслах, что его не могли не заметить. Однако столицей он стал далеко не сразу. Хронисты Х века писали, что первым был построен город Армази, а вторым — Мцхета. Про существование более древних центров — Ховле и Каспи — в Х веке уже забыли. Леонтий Мровели о той полумифической эпохе писал так:
Сей Картлос пришел первоначально в место, где Арагви впадает в Куру, и взошел на ту гору, что именуется Армази. И впервые создал на ней крепости и воздвиг на ней себе дом и дал той горе имя свое — Картли. И до воздвижения на ней капища Армази называлась гора та Картли, отчего и назвалась вся Картли — Картли. ... Преставился Картлос и погребли его в центре Картли, который ныне называется Армази. ... А Мцхетосу, что был первейшим среди братьев своих, досталось место пребывания отца его Картлоса, которое ныне именуют Армази. Он же построил у слияния Куры и Арагви город и назвал его именем своим — Мцхета.
С тех дней и до советской эпохи город стоял на узком мысу, который обрывался скальными обрывами в пойму Куры и в пойму Арагви. Две эти горные речки сливались под его скалами и действительно, как у Лермонтова, «сливаяся, шумели», «обнявшись будто две сестры».
Существует мифологическая история похода Александра Македонского в Закавказье. Она попала в грузинские хроники, где теперь написано, что Македонский пришел в «страну Картлийскую», нашёл там много городов и крепостей, «расчленил он войско свое и обложил все эти города и крепости, сам же стал во Мцхете». Это чистой воды миф, но не удивляйтесь, если кто-то вам расскажет это как реальность.
Мы довольно смутно представляем себе границы города того давнего времени. Точно известно, где находились северные ворота, но неизвестно, где были западные. Примерно понятно, где был царский дворец, но это всё, что у нас есть.
В 65 году до нашей эры, примерно весной, сюда пришёл с римской армией полководец Помпей. Он занял Мцхету и Армази, и где-то у реки Арагви разбил армию иберийского царя, поле чего заключил с Иберией мирный договор. Считается, что одновременно он построил мост через Куру. Этот мост простоял потом очень долго, и явно перестраивался несколько раз и дожил до ХХ века. В народе принято думать, что это тот самый мост Помпея в чистом виде.
Мост Помпея
После этого Помпей ушёл в Колхиду, оттуда через Армению прошёл в Албанию, и уже оттуда в конце года вернулся в верховья Куры, вероятно ещё раз пройдя транзитом через Мцхету.
В первые века нашей эры столица постепенно перенеслась из Армази в Мцхету. Известен царь Митридат, который правил с 58 по 106 год, и каменную плиту с его именем нашли в Мцхете. Возможно, это говорит о том, что он там и жил. Город Армази остался городом, но уже не столицей.
После 185 года кочевники аланы пошли в Закавказье через горную Двалетию и напали на Иберию. Пишут, что царь Амазасп II разбил их к северу от Мцхеты, в Сапурцле.
Античный склеп около Мцхеты
Примерно в 270-е годы Мцхета перенесла первое в истории иранское нашествие. Иранское присутствие в той или иной форме продержится лет 300, и в это время в городе будут существовать зороастрийские храмы и зороастрийская община.
От той эпохи I — III веков осталось большое количество археологических памятников. Это в первую очередь Самтаврский могильник, Мухатгвердский могильник и Армазский могильник.
Мцхета и Святая Нина
В IV веке, между 320 и 324 годом, в Мцхету пришла с запада, из Урбниси, Святая Нина, и здесь произошли все события, связаные с Крещением Грузии. Это редкий случай в истории города, когда сразу очень много событий попали в историю. К сожалению, эти события были записаны только в Х веке, поэтому трудно отличить факты от работы воображения.
Судя по Житию, Нина первое время искала Хитон Христа, и спрашивала о нём у местных евреев, а потом поселилась в царском саду. Из этого следует, что в IV веке в Мцхете существовала еврейская община. Проблема в том, что об этом говорится только в житии Нины, и более нигде. Нам известно, что имело место большое переселение еврев из Западной Грузии в Восточную в VI веке (когда император Юстиниан стал закручивать гайки), но упоминание еврев здесь в 320-е годы выглядит несколько подозрительно.
К 320-м годам отношения можду христианами и евреями уже основательно испортились, и странно, что Нина обсуждала с евреями хитон Христа, и что они что-то помнили о реликвиях враждебной конфессии. С другой стороны, в такой дали от цивилизации еврейская община могла иметь какие-то свои понятия, отличные от нам известных. А может быть, это вообще была секта эвионитов (евреев-христиан), которую неизвестным ветром занесло в Иберию.
Иногда пишут, что в Мцхете находили еврейские надгробия того времени. Про них можно было бы спросить в Мцхетском музее, но он уже многие годы виртуален. А жаль.
Из сада при дворце Нина переселилась за северные ворота — туда, где сейчас монастырь Самтавро. Там она прожила несколько лет. Вроде бы она обратила кого-то в христианство, но при этом не основала Мцхетскую церковную общину, что странно. Затем она вошла в контакт с царицей, потом царём, и уже после их обращения организовала крещение Грузии в реке Куре у Мцхетского моста.
Именно в этот момент в Мцхете появился первый храм, известный сейчас как Светицховели (ок. 326 года), и второй храм — Преображенский. (См. История Строительства Светицховели)
При ней же появился поклонный крест на горе за Арагви, на том месте, где сейчас находится храм Джвари. С именем Нины связывают и появление святого источика под Джвари.
Мцхета при Вахтанге Горгасале
В 447 году царём Иберии стал Вахтанг Горгасал, основной дворец которого находился как раз в Мцхете. Первым его деянием считается поход на гуннов, и армию для похода он собирал на полянах к северу от города, на берегах Арагви.
Горгасал известен тем, что превратил Мцхетское архиепископство в Католикосат, и навёл порядок в системе епископств. В частности, создал отдельное Мцхетское епископство. Вероятно частью этой реформы стало строительство больших каменных храмов. Конкретно в Мцхете он перестроил храм Светицховели в большую каменную базилику, фрагменты которой кое-где заметны ещё и сейчас.
фрагмент базилики Вахтанга
...
Мцхета в тёмные века истории
В начале VI века столица переехала в Тбилиси, и Мцхета перестала быть центром иберийского мира в политическом смысле. Она осталась исключительно христианским центром, резиденцией католикоса и епископа. Примерно в это время произошла миграция евреев с запада и появилась уже настоящая, исторически достоверная еврейская община.
Весь век Иран воевал с Византией. Мцхета была глубоким тылом иранской армии и иранские войска вероятно ходили через неё транзитом множество раз. Иберийское царство постепенно исчезало весь век, а в 580 году персы окончательно его ликвидировали. Мцхета стала окраиным городком Сасанидской империи. В городе появился своей персидский квартал и зороастрийские храмы.
После 575 года в Мцхету приехал на постоянку перс по имени Бгробандав. Он каким-то образом увлёкся христианской философией, отказался от зороастризма и в 582 году католикос Самуил IV крестил его под именем Евстафия (Эвстатэ). Вероятно, христианский прозелетизм был запрещён, поэтому персы выслали его в Тбилиси на суд. Его долго пытались вернуть в зороастризм, но он не поддавался, и тогда 29 июля 589 года его обезглавили. Его тело было захоронено под престолом собора Светицховели. Мцхета получила своего личного святого — Святого Евстафия Мцхетского. 29 июля стало днём его поминовения. Почему-то этот праздник не стал популярен и само его название (должно бы быть Эвстатоба) нигде не встречается. Но на иконах Евстафия изображают часто, обычно в круглой шапочке славянского типа.
В 590 году Иран заключил с Византией Ктесифонский договор, по которому уступил Византии половину всего Закавказья. Граница между империями прошла чуть восточнее Мцхеты. Город впервые в своей истории оказался на территории Византийской империи. Царь так же переехал из Тбилиси (который остался в Иране) в Мцхету. Но так продолжалось всего 10 лет. В 602 году Иран зарбрал Мцхету обратно.
Мцхета осталась важным транзитным торговым городом: через неё шли караванные пути на север, через горы в Аланию. В 736 году Мцхета была разрушена арабской армией полководца Мервана, будущего халифа. После разрушения она надолго утратила городской статус. Здесь она странным образом повторила судьбу армянской столицы Вагаршапат.
Разрушение 736 года поставило точку в истории античного и раннесредневекового города Мцхета. Навсегда исчезли крепостные башни и стены, дворцы и храмы. Остались руины базилики Светицховели и что-то на месте храма Самтавро, а вокруг после ухода арабов образовалась небольшая деревня. И далее на 1000 лет Мцхета осталась деервней.
Возможно, Мцхета оказалась на территории Тифлисского эмирата, но нам не известно, как это на ней сказалось.
Мцхета в эпоху Золотого века
В 1008 году царём Картли стал Баграт III, при котором границы эмирата немного сдвинулись на восток и, вероятно, Мцхета перестала быть пограничным посёлком с сомнительным статусом. Баграт начал перестраивать остатки базилики Вахтанга, и к 1029 году появляется собор Светицховели в том виде, в каком мы знаем его сейчас.
В эпоху Давида Строителя и царицы Тамары тут не происходило ничего примечательного. Мцхета оставалась группой домиков, разбросанных вокруг собора.
Мцхета в годы Картлийского царства
В XVI веке около собора построили резиденцию патриарха, но тоже довольно скромную.
В 1614 и 1615 годах шах Аббас приходил войной в Картлийское царство и, следуя из гори на восток, пришёл в Мцхету. Автор грузинской «Парижской хроники» пишет, что он задумал разрушить Мцхету, но «законники», вероятно свои исламские, сказали: «Воздвигнуто для молитвы, как божий дом. Негоже человеку его разрушать». Тогда Аббас пешком вошёл в Мцхету, зашёл в собор, совершил там намаз на собственном коврике, и потом три дня жил в Мцхете, посещая её достопримечательности. «Осмотрел Самтавро, Мгвиме, Джвари, — говорит хроника, — понравились ему мцхетские строения». Таким образом шах Аббас стал первым документально зафиксированным мцхетским туристом, посетившим типовой набор Светицховели-Самтавро-Джвари-Шиомгвиме.
В годы смуты 1691 - 1695 годов Мцхета периодически оказывалась в зоне боевых действий, но каких-то ярких событий не происходило. В 1723 году, во время трёхмесячной битвы за Тбилиси между картлийской и кахетинской армиями Мцхета попала в полосу боёв. Кахетинцы вошли в город, но во время богослужения их пригласили в собор, заперли там, после чего отряд Вахушти Багратиони подошёл и повязал всех.
«Убедившись, что вошли все, протоиерей вышел из церкви, — писал Сехния Чхеидзе, — запер ворота Мцхетского собора, остались кахи внутри церкви. Подошло войско царя, укрывалось оно в Кодмане, подошли к воротам Мцхетского собора, выводили по одному, связывали руки и отводили к царю Вахтангу. Было веселье из-за победы, смех из-за подобного пленения». Это была одна из серии нескольких побед, которые позволили удерживать Тбилиси какое-то время.
Царь Ираклий II обнёс собор каменной стеной, которая видна ещё сегодня.
Мцхета в Российской империи
В 1801 году в Грузию вошёл гренадерский полк генерала Тучкова. Турчков стал первым российским человеком, оставившим хоть какие-то описания Грузии. Он посетил и Мцхету, которую описал так:
Это селение, как я пред сим сказал, не имеет ничего, кроме нескольких землянок, окруженных большою старинною каменною стеною с башнями, вновь строившегося и еще неоконченного патриаршего дома в два этажа и древней весьма огромной церкви в греческом вкусе с готическими украшениями. Эта церковь построена из тесаного гранита, смешанного в украшениях с разного цвета камнями и мрамором.
Практически именно так она выглядела всю эпоху XVIII века и лет двести перед этим. Более чем через полвека после Тучкова Мцхету увидел и запечатлел Верещагин. Вот как он увидел её с военно-грузинской дороги, со стороны Моста Помпея:
(Заметьте, тогда кроме Светицховели в городке стоял ещё какой-то купольный храм)
В XIX веке по военно-грузинской дороге, практически через Мцхету, проехали Пушкин, Марлинский, Лермонтов, Лев Толстой, Грибоедов, Кюхельбекер, и другие известные люди. И никто не удостоил этот населённый пункт своим вниманием. Например, Пушкин упоминает Гартискари и мост Помпея (В нескольких верстах от Гарцискала мы переправились через Куру по древнему мосту, памятнику римских походов), но громадный мцхетский собор он как будто не заметил.
В армянской литературе утверждается, что в 1851 году в Мцхете был построен армянский храм «Сурб Аствацацин», который ремонтирвался в 1899 и 1907 годах, а в 1940-х был снесён. Возможно, это именно тот купольный храм, который видно на некоторых картинах того времени.
В российскую эпоху появилась почтовая станция «Мцхета», а в конце 1860-х мимо города прошла железная дорога Тифлис-Поти и около почтовой станции появилась железнодорожная. 10 октября 1872 года мимо Мцхеты прошёл первый поезд.
В первые годы ХХ века воено-грузинская дорога уже стала популярным туристическим маршрутом и по ней составили первые путеводители. Например, путеводитель Москвича подробно описывает Светицховели и Самтавро, упоминает Зедазени и Джвари. Сам городок описывается как ничем не примечательный. Странно, что Москвич никак не упоминает третий храм, хотя он даже присутствует на иллюстрациях в его книжке.
Советская Мцхета
В советское время город изменился до неузнаваемости. Галечную пойму реки Арагви засыпали и там образовался огромный луг — сейчас там стоит парковка и здание полиции. В 1930-е годы завершилось строительство Земо-Авчальской ГЭС, которая подняла уровень Куры и Арагви на несколько метров. Под водой исчезли мцхетские скалы и мост Помпея. Город на скалах превратился в город на низком берегу озера. Сейчас туристы смотрят на Мцхету с обзорной площадки у храма Джвари и не понимают, где же «сливаяся шумят струи Арагви и Куры». А они давно уже не шумят. Теперь тут шумит камыш и крякают утки. Зато город превратился в райцентр и областной центр и население его возросло до 7 или 8 тысяч человек.
В 1936 году художник Ладо Гудиашвили нарисовал Мцхету вот так:
На этой картине пойма реки Арагви ещё не засыпана, а вся занята водохранилищем. Церковь Антиохия стоит на мысу. Ещё цела неведомая церковь чуть левее Антиохии (Сурб-Аствацацин?).
С 1933 года в Мцхете впервые начались археологические раскопки. Они будут длиться все 30-е годы, потом будет пауза из-за войны, а в 1950-е годы они начнутся снова. Постепенно будут раскопаны Самтаврский могильник, городище Армази, Мухатгвердский могильник, и ещё множество всего. В 1958 году открылся Мцхетский краеведческий музей.
Армянский храм Сурб-Аствацацин снесли в 1940-х годах.
В 1949 году в Мцхете установили памятник разбойнику Арсене Одзелашвили.
В 1959—1969 годах на западной окраине Мцхеты был построен запасной командный пункт Закавказского Военного округа, известный как Объект «Звезда». Это был глубокий подземный бункер со своей системой энергообеспечения и снабжения, способный выдержать прямое попадание любой атомной бомбы того времени. Эта грандиозная 10-летняя стройка была так мощно засекречена, что о существовании бункера не знали даже сами жители Мцхеты. В августе 2005 года его передали грузинской армии.
В 1960 году город Мцхета обогатился ещё одним объектом, который на многие годы стал знаменитым. Это был ресторан «Салобие» на правом берегу Куры, почти возле дамбы гидростанции. Он был огромный, и в него пускали всех, а не только членов профсоюза. Он быстро стал самым популярным рестораном в Тбилиси и окрестностях. В постсоветское время у него появилось множество не всегда удачных копий.
В 1971 году в мцхетский монастырь Самтавро переселился священник Гавриил, будущий святой.
В последние годы советской власти Мцхета была маленьким пыльным городком с пыльным музеем и со своей сельской бессобытийной жизнью. Тбилисцы приезжали сюда в «Салобие», паломники приходили к отцу Гавриилу, а туристов привозили показать Джвари и Светицховели. В начале 1980-х годов была проложена батумская трасса, которая пошла в обход города. Впервые машины на Гори и Батуми перестали проходить через саму Мцхету.
Постсоветская Мцхета
Событийные 1990 и 1991 год почти никак не отразились на Мцхете. Здесь не случилось конфликтов и войн. Закрылся кинотеатр, но зато на берегах Куры стали один за другим появляться рестораны. В ноябре 1995 года умер отец Гавриил и был похоронен около собора Самтавро.
В 2004 году незаметно для мцхетцев прошла смена властей: Шеварднадзе ушёл, его сменил Саакашвили. Года через два было принято решение провести реконструкцию города Мцхета по образцу реконструкции Сигнахи. Домики центра были перестроены за счёт государства, изменена площадь перед собором, построено здание инфоцентра, улицы вымощены плиткой.
Ремонт на улице Арсукидзе в 2010 году