Белый мост (თეთრი ხიდი) - один из мостов через реку Риони в городе Кутаиси. Он полностью пешеходный и самый симпатичный из всех. Это не такой яркий символ города, как храм Баграти, но для кутаисцев он важен, как часть их жизни. Мост так же известен бронзовой статуей мальчика - символа идеала исскуства.
История
Исторически в Кутаиси был один мост - чуть выше по течению Риони. Только в 1850 году военный инженер Витте начал строить тот мост, который сейчас называют "белым". В 1852 году строительство завершилось, но прошло несколько лет, и в 1860 году мост рухнул. Его пробовали восстановить, но из этой затеи ничего не вышло. Пришлось начинать сначала. В 1870 году сооружением моста занялся инженер Зезман. За границей заказали металлические элементы, привезли их в Кутаисскую губернию, и к 1872 году собрали то, что мы видим сейчас. Мост покрасили белой краской и с этого момента он стал называться "Белый мост".
Долгое время среди кутаисской молодежи были популярны прыжки с моста в Риони. Говорят, именно так обратил на себя внимание кутаисец Георгий Шавгулидзе: его прыжок заметил режиссер Коте Марджанишвили, заинтересовался, и взял Шавгулидзе в театр. Это случилось в 1928 году. Шавгулидзе работал в театре и кино до 1959 года и в 1952-м получил Сталинскую премию. А все началось с моста.
Современность
Белый мост в наше время - пример инженерной мысли XIX века. Это кованый мост на каменных опорах, которые установили прямо на известняковых рионских скалах. Мост имеет три пролета, и в сухую погоду вода есть только под крайним восточным. Рядом с мостом - площадь, парк, дворец "Окрос-Чардахи" и канатка. С самого моста интересно смотреть на бурную Риони и ее белые скалы. Сейчас на западном конце моста есть дорогая и очень приличная кафешка "Белый камень" (с кофе по 5-6 лари), а напротив - другая, попроще.
Визуально мост знаменит статуей мальчика с двумя шляпами. Это персонаж фильма режиссера Шенгелая "Необыкновенная выставка" 1968 года. По сюжету фильм его главный герой (Агули Эристави) идет по Белому Мосту (57 - 58 минута фильма) и показывает другу мальчика, сидящего на перилах. Он говорит, что вот таких вот мальчиков рисовал Пикассо, и что это и есть некий идеал искусства. Мальчик какой-то момент оборачивается вправо и его лицо показано крупным планом. Потом он хватает шляпы этих двух беседующих, и прыгает в Риони. Но персонаж Шенгелая так и не изваяет идеал искусства и не обретет гармонии с миром. Это грустный фильм.
Таким образом, мальчик на Белом Мосту - своего рода реализация идеи из того фильма. Причем у статуи мальчика портретное сходство с персонажем фильма - зафиксирован даже момент, когда он повернул голову вправо.
Кроме самой сцены с мальчиком, в фильме можно увидеть, как люди купались в Риони в 1960-е годы, как выглядели пикники на белых скалах и как дети реально прыгали в реку с белого Моста и с перил соседнего отеля.
У этого мальчика модно фотографироваться. Получаются характерные, хорошо узнаваемые кадры.
Во все эпохи на этом мосту было принято назначать свидания. Это практикуется по сей день. Это удобно, романтично, и кофе рядом.