На главную Аджария Батуми История Батуми
История Батуми
История города Батуми — это всего 150 лет, и неопредёленная предыдущая эпоха. Батуми — город молодой и по этой причине лишён древних храмов, крепостей и монастырей. О его происхождении можно пока строить только предположения.
 
Существуют теории, что на месте Батуми еще в античности находилось какое-то поселение. Просто потому, что единственная бухта на восточной стороне Черного не могла остаться незамеченной. Название города связывали со сванским словом "бат", и соотносили с упомянутым у Аристотеля и Плиния городом Батус, но Аристотель не оставил подробного описания, так что теория пока ничем не доказана. На исторических картах иногда можно видеть Батуми, но чем руководствовались картографы в данном случае — неизвестно. Археология пока подсказок не дала.  (Если внезапно даст, то их надо будет искать в батумском археологическом музее)
 
Некоторые грузинские публицисты склонны преувеличивать значение этого упоминания Батуса у Аристотеля и позиционировать Батуми как древний грузинский город. Но, повторю, античный Батуми — недоказанная гипотеза. И он в любом случае исчез давно и безвозвратно.
 
В XV веке где-то на Аджарском побережье существовал город, который в Европе знали как Vaty. С ним связана интересная история. В 1444 году на острове Родос стояли 4 галеры под командованием бургундца Жоффруа де Туази. В 1445 году он совершил рейд вдоль северного берега Малой Азии до Трапезунда, а потом решил напасть на грузинский берег, полагая, что схизматики (православные) в принципе разнозначны мусульманам. Он высадился на берег у этого самого Vaty, но попал в засаду, был разбит и попал в плен. Трапезундские греки договорились об освобождении и Жоффруа был отправлен в генуэзский город Кафа в Крыму. Это небольшое событие можно условно считать частью истории Батуми.  
 
Но известный нам Батуми появился в турецкую эпоху, причём очень поздно. 
Первое упоминание
Первое упоминание Батуми (или одно из первых) мы видим в 1547 году. Берег Чёрного моря в то время принадлежал князьям Гуриели, которые с 1535 года владели областью Чанети. В 1547 году турецкая армия вступила в Чанети, заняла её, потом пошла дальше, вошла в Аджарию и построила там крепость Гонио. Далее известно, что турки перешли Чорох и в местечке Батуми стали строить крепость. Князь Ростом Гуриели заставил их отступить за Чорох, но перейти реку не смог, и Чорох на какое-то время стал границей между Турцией и Гурией. Гонио стал турецким пограничным форпостом. Можно предположить, что батумская крепость стала аналогично гурийским форпостом. Где именно она стояла, мы уже не знаем, но вероятнее всего там, где сейчас крепость Тамара.  
1703 год
В первые годы XVIII века Батумская крепость всё еще принадлежала князьям Гуриели. Это была эпоха Междуцарствия в Имеретинском царстве, когда всё время происходили какие-то неприятности. Дошла очередь и до Батуми. В те годы князья Абашидзе в очередной раз свергли имеретинского царя и начали сами распоряжаться царством. Власти Турции традиционно недолюбливали такие проявления анархии, поэтому было решено вмешаться. Было и ещё одно соображение: в 1696 году российский царь Пётр I захватил турецкий Азов и начал строить в Воронеже Азовский флот. На это надо было как-то реагировать.
 
В 1703 года две турецкие армии вошли в Имеретинское царство: одна через Зекарский перевал в направление на Кутаиси, а вторая шла вдоль моря. Перейдя Чорох турки взяли батумскую крепость и что-то в ней перестроили. Или же построили её заново. С этого момента Батуми стал частью Османской империи. Турки прошли дальше и построили ещё несколько крепостей, в том числе Анаклийскую. Это был тот редкий случай, когда турки не просто пришли в Имеретию войной, а прирезали себе часть территории.
Турецкий период
Относительно точно известно, что при турках существовала небольшая крепость, известная сейчас как крепость Тамара — она находится на берегу реки Королисцкали примерно в 5 километрах севернее Батуми. Именно при этой крепости в начале XIX века жила турецкая администрация. Рядом с крепостью наверняка были какие-то домики, обязательно была мечеть, а сама батумская бухта была застроена разве что домиками рыбаков-лазов. 
 
Эти края были далекой пограничной переферией, и турки почти не уделяли внимания этим местам. Но в середине XIX века город стал пограничным, и отношение к нему поменялось. Начались бесконечные русско-турецкие войны, а батумская бухта стала ближайшей к России глубоководной бухтой.
 
Сюда начали зазывать население, и вскоре на месте современного Батуми появилось несколько посёлков: лазский, абхазский и даже негритянский. Было бы интересно узнать подробности про эту негритянскую деревню, но похоже, что все подробности уже сгинули во мраке истории.
 
 Батуми в 1854
Турецкий фрегат в Батумской гавани в 1854 году
Примерно в то же время в поселении появились греки. Появление Батуми как города связано именно с ними. При греках — и особенно при мэре города Илье Эфримиди - появились первые улицы и каменные дома. Наконец, даже турецкая администрация покинула свой дом на руинах крепости Тамара и переселилась в Батуми. Именно в этот момент — датировка его неясна — была построена одна из батумских деревянных мечетей. 
 
В 1861 году жена султана Махмуда II построила в Батуми первую каменную мечеть — Мечеть Азизие, которая дожила до советских времён. Если бы её не снесли, она считалась бы сейчас самым древним сооружением в городе.
 
В 1862 году батумский порт стал настолько популярным, что турки решились на создание кое-какой инфраструктуры: был построен маяк. Он был небольшой и не особенно заметный, но он дожил до наших дней и тем самым стал важным историческим памятником: самым старым строением в городе. 
 
Батумский маяк
В 1865 году за успехи в градоустройстве грекам разрешили построить свой собственный православный храм, разве что без колоколов. Так появилась существующая по сей день церковь Святого Николая. Именно она сейчас носит гордый титул первого храма в Батуми, хотя на самом здании этого не написано. 
 
Храм Святого Николая в Батуми
 
Уже через год была построена существующая сейчас Батумская мечеть, известная как "Орта-Джами". 
 
В те годы (1864) как раз была завоевана Черкесия и покорена бунтующая Абхазия и, когда черкесов и абхазов стали выселять в Турцию, часть была вывезена в Батуми. Их прибыло около 6 000 человек. В лагерях для переселенцев люди умирали по 7 человек в день. Через 13 лет российская власть добралась и сюда, и абхазы отселились дальше вглубь Турции.
 
В 1868 году была заложена крепость Бурун-Табие на батумском мысу. Она стала самой крупной крепостью в Батуми и стояла примерно там же, где и маяк. Какие-то ее фрагменты существовали еще лет 10 назад, потом все было разобрано. Сейчас на месте крепости - большое поле, совершенно точно повторяющее её очертания.
 
Поле на месте батумской крепости
 
В 1873 году в Батуми проживало 4970 человек: 4500 мусульман, 350 греков и 120 армян. 
 
В 1877 году началась русско-турецкая война. Одной из важнейших целей российской армии был Батуми. Однако наступление из Озургети на Батуми быстро выдохлось. Российский отряд в 25 000 человек встретил у Цихисдзири турецкий отряд численностью 35 000 человек, ничего сделать не смог, и отступил. На других направлениях война шла успешнее  — 18 ноября пал Карс. Но России нужен был не Карс. 
 
В декабре началось повторное наступление силами трех армий: одна армия наступала от Ардагана, 16 декабря взяла Артануджи и вышла на батумскую дорогу. Вторая пошла от Ахалцихе через перевал Годердзи (по линии современной трансаджарской трассы). Но взять Батуми снова не получилось. 13 июля 1878 года был подписан договор в Сан-Стефано, по которому Турция уступала России всю Аджарию. 25 августа российская армия вошла в Батуми. Штабс-капитан Стефанов описывал событие так:
За чертою города на встречу к нашим войскам выехал сам мушир Дервиш-паша, сопровождаемый блестящею свитой. Здесь находились: Комендант Батумской крепости Мустафа-паша, Батумский Губернатор Мустафа-Редви-паша, Осман-паша и другие турецкие сановники. Они приветствовали князя Святополк-Мирскаго, ехавшаго во главе русских войск.

Далее, на речке Барцхана (
автор явно путает Барцхану и Королисцкали), нас ожидала городская депутация: почетнейшие муллы, беки, представители других сословий, и впереди всех христианское духовенство в полном облачении с хоругвями и крестами. Из города доносился к нам колокольный звон, впервые, после многих веков, огласивший омусульманившуюся землю. Это звонили в греческой церкви св. Николая, и торжественный благовест призывал народ к молитве в эту торжественную и великую для христиан минуту. Солдаты крестились. Князь Мирский, сойдя с коня, приложился к святому кресту, и затем принял хлеб-соль от жителей города.

Двинулись дальше. Почетный караул-батальон низама, выстроенный в местности, называемой Сары-су, там, где ныне... платформа товарной станции Батум (
Это и есть Барцхана), отдал русским войскам воинскую почесть, и колонна, пройдя мимо него с распущенными знаменами, с музыкой и песнями вступила в город.
Имперская эпоха
Сразу после присоединения к России в Батуми стали переселяться армяне и евреи. Их общины были зарегистрированы одновременно — в 1878 году. Армянская община уже в 1885 году добилась разрешения на строительство храма и начала сооружать Храм Христа Всеспасителя.
 
Турецкая крепость Бурун-Табие была отремонтирована и 4 ноября 1880 года переименована в Михайловское укрепление в часть наместника Михаила Николаевича. В 1887 году оно получило статус крепости. Уже через год на вооружениии крепости числилось: 16 орудий 11-дюймовых, 4 орудия 9-дюймовых, 12 орудий 6-дюймовых и 16 мортир 9-дюймовых.
 
Кто не в курсе, 9-дюймовая крепостная пушка образца 1867 года выглядит так:
 
9-дюймовое крепостное орудие
(Это не батумская)
 
 
В 1883 году протянули железнодорожную ветку от Самтредии до Батуми. Она пролегла по современной улице Бараташвили - чем и объясняется ее южный изгиб - и по Чавчавадзе прошла отводка к пассажирскому вокзалу. Главной же функцией линии была военно-торговая, так что она выходила к батумскому мысу - к портовым складам. Теперь через Батуми вывозили из Грузии бакинскую нефть и чиатурский марганец.
 
В результате к началу ХХ века город обрёл современную планировку и на немецкой карте 1914 года выглядел так:
 
Немецкая карта Батуми
 
Но ХХ век в Батуми начался с катастрофы. 12 июля 1901 года произошёл взрыв в пороховом погребе крепости. Погибло 26 человек, множество было ранено. Обломками и осколками повредило множество зданий в городе. Газеты писали так: - Около полудня раздался страшный грохот, похожий на залп нескольких сотен орудий. Над береговой батарее Бурун-Табиэ, расположенной близ моря, между приморским бульваром и пристанью «Русского общества пароходства и торговли», взвился громадный столб густого дыма и на город посыпался целый град камней, кирпичей, кусков стали, железа, меди, дерева, обожженных листьев и… окровавленных частей человеческого тела. Стекла в окнах домов на прилегающих к месту катастрофы улицах ло­пались и осколки их осыпали тротуары и мостовые. В некоторых местах вылетали целые рамы, срывались ставни двери с петель. Жители, объятые паническим страхом, выбегали на улицы...
 
Взрым произошел в каземате левее северных ворот крепости. Это примерно в 50 - 60 метрах на запад от современного колеса обозрения (на территории "Парка чудес"). Ворота находились как раз между колесом и батумским маяком.
 Война 1921
...
Советский период
В советское время про Батуми почти забыли, это была почти погранзона со всеми вытекающими. На бульваре снесли собор Александра Невскоо, окраины застроили хрущевками, но в остальном Батуми остался портовым городом со слабой ориентировкой на туризм. Отельная индустрия цвела в Кобулети, но не тут.
 
В 1971 году на берегу батумской бухты Гайдай снял сцену фильма "12 стульев" - ту, где Бендер и Кислярский сидят в ресторане. Диалог отца Федора и Брунса снимался рядом в Махинджаури.
 
В 1981 году в Батуми Владимир Меньшов снял ряд сцен фильма "Любовь и голуби". Прыжок с пирса снимался в Кобулети, сцена с бамбуком - в ботаническом саду, дельфины - в дельфинарии, а начало разговора про экстрасенсов и финальное "грехопадение" на пляже - на бульваре у кафе "Фантазия", где сейчас отель "Хилтон". 
Эпоха Абашидзе
Когда весной 1992 года к власти пришёл Шеварднадзе, Батуми стал постепенно превращаться в столицу маленького независимого государства. В Батуми находился Верховный Совет Аджарии - в стеклянной высотке на улице Звиада, ныне снесённой, тут же рядом находилась резиденция Аслана Абашидзе, который был в Аджарии и царь и бог. 

ВС Аджарии в начале сноса
Это была та эпоха, когда вся улица Звиада Гамсахурдии была личной улицей Абашидзе и ходить по ней было вообще нежелательно. На чём и погорел один российский путешественник в 2000 году - его посадили только за то, что он шёл вечером по этой улице. И имел наглость иметь армянскую фамилию.

 Резиденция Абашидзе
Вся эта постсоветская идиллия рухнула в 2004. Саакашвили потребовал от Абашидзе завязывать  с сепаратизмом, Аслан решил не сдаваться без боя, но его сторонники начали постепенно разбегаться. В итоге он сам сбежал в Москву. 
 
Эпоха реконструкции
...
 

 

Истории городов Грузии
История Ахалцихе
История БатумиИстория Кутаиси
История Тбилиси
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.0398108959198 сек.