Душетский муниципатилет велик по площади и фактически делится на четыре части: 1) Собственно Душети и окрестности 2) Пшавию 3) Хевсуретию 4) Мтиулети и Гудамакари. Через район проходит важная дорога на Казбеги и Россию, и чуть менее важная дорога в Хевсуретию, которая так же уходит в Россию, но перехода там нет. Административный центр района — город Душети.
В районе находится огромное количество насёленных пунктов — 274, правда, все они мелкие.
Это тот самый район, через который проходит Военно-Грузинская дорога и где находятся знаменитые горные регионы Пшавия и Хевсуретия. Это те самые грузинские горы, о которых столько говорят.
За всю историю Грузии эта территория была в стороне от больших событий, разве что грузинские цари время от времени проходили здесь по пути на Северный Кавказ. Где-то около 1210 года армия царицы Тамары приходила сюда подавлять восставших горцев — именно тогда были порушены башни в Пшавии. До Хевсуретии Тамара не дошла.
В конце XIV века територия района (без Пшавии и Хевсуретии) была владениями клана Шабурисдзе, а сама территория называлась Арагвским Эриставством (არაგვის საერისთავო). Основной резиденцией эриставов был замок Ананури. В XVI веке власть в эриставстве перешла к клану Сидамони.
В 1394 сюда армия Тимура пришла сюда с конкретной целью наказать горцев, предположительно — пшавов и хевсуров. В 1813 году тут прошлась российская армия (поход Симановича), а в 1924 году Красная Армия подавляла здесь восстание. С тех пор тут тишина.
Район граничит с Ахалгорийским районом, то есть, тут есть своя фронтовая зона и, теоретически, должны быть какие-то закрытые зоны. Но почему-то здесь всё очень мирно. В Душети и Пасанаури полиция никак себя не проявляет, российские автоматчики появляются крайне редко. Храм Георгия Ломисского стоит буквально на линии границы, но туда можно свободно придти, и на Ломисобу там собираются тысячи людей, и полиция никак этому не препятствует. Удивительно, что и российские солдаты во время Ломисобы не светятся, хотя и пасутся неподалеку.
В этом районе негусто с храмами и крепостями, если не учитывать мелких башен, коих тут с избытком. Крепостей тут всего две, зато совершенно культовые — Ананури и Шатили. Впрочем, есть еще крохотный замок Кели у начала дороги на Шатили, прямо над дамбой Жинальской ГЭС.
Из известных храмов — только храм Георгия Ломисского, из малоизвестных — несколько штук вокруг города Душети. Одним из таких является Храм Богородицы в селе Бодорна на Военно-грузинской дороге. В 2014 году восстановили храм Пудзнари в одноимённом селе.
Главная ценность района — природа. Тут находится и полукурортное озеро Базалети, и высокогорные Абделаурские озера, и хевсурские горы с треккинговыми маршрутами, и пшавские ущелья и необитаемая и труднодоступная горная область Архото.
Район имеет свою брендовую пищу: хинкали. тут они как бы самые правильные. Магазинные иногда так и называются: "Шатильские". "Хевсурские", "Мтиулетские". Чуть менее брендова, но все же брендова — арагвская рыба калмахи. В окрестностях Пасанаури ее жарят почти везде.
Музеев в районе несколько. Самый известный — это музей Важа Пшавелы в Чаргали. Есть так же небольшой хевсурский музей в Барисахо и по слухам есть краеведческий музей в Душети.
Душети и окрестности
Город Душети (დუშეთი) — в прошлом именно через него шла основная дорога на север, но потом её перенесли восточнее и город оказался в стороне ото всего. Сейчас здесь обитает примерно 7000 человек, из интересного только запущенный Белый Замок и озеро Базалети неподалеку. Подробности про Душети >>>
Ананури (ანანური) — наверное, самый известный замок в Грузии. Известность пришла к нему исключительно по причине удачного логистического решения: он расположен прямо на Военно-Грузинской дороге, поэтому его видят все, пребывающие в Грузию по этой дороге, даже если и не планировали ничего видеть. Кроме того, там вокруг действительно красиво. Подробности про Ананури >>>
Цихисдзири (ციხისძირი) — село сразу к северу от Ананури. Название его переводится как "под крепостью", и села с таким названием обычно стоят где-то у крепости или замка. В данном случае крепость тоже есть, хотя и плохо заметна — это крепость Джахи или Цихисдзирская крепость. К югу от села протекает река Джахи, и прямо от моста начинается крутой подъем к крепости. Минут за 20 можно залезть. Крепость неплохо сохранилась, но сильно заросла кустами. Суда по сохранности и отдельным округлым элементам — это что-то позднее, века XVII, например.
Чартали (ჭართალი) — невзрачное село в 30 кило от Душети и немного южнее Пасанаури. Центр Чартальской общины. Вероятно, окрестности села — это то самое Чарталети, до которого дошла арабская армия Буги аль-Кабира в 853 году и где её разбили горцы-цанары.
Пшавия
Пшавия — горный район, населённый пшавами. Он чуть более доступен, чем Хевсуретия, поэтому цивилизация пришла сюда несколько раньше и натворила бед больше. Сейчас Пшавия состоит из общины Уканапшави и общины Магароскари. Определённый интерес представляет музей Важа Пшавелы в селе Чаргали — это несколько в сторону от трассы на Шатили. Башен и замков в Пшавии не сохранилось. Ещё существует что-то вроде языческих святилищ, но они стараются себя не афишировать. Подробности про Пшави >>>
Хевсуретия
Этот горный район знаменит этнографией и архитектурой — к последней относятся хевсурские башни. По слухам, тут хорошо делают хлеб, пиво и мед. Здесь находится знаменитое село Шатили и менее знаменитое Муцо. Хевсуретия — это горская экзотика, и именно за ней сюда едут. В 2021 году правительство прилагает некие усилия по раскрутке региона: тянут асфальт на Шатили и реконструируют Муцо, хотя последний проект был приостановлен в ковидные годы. Подробности про Хевсурети >>>
Мтиулетия
"Мтиулети" в прямом переводе с грузинского означает горную область, а "мтиулеби" — это любые горцы вообще. Но почему-то именно у жителей ущелья Арагви это слово стало топонимом и этнонимом.
К Мтиулетии иногда причисляют ущелье Гудамакари, иногда же Гудамакари считается самостоятельной сущностью. Если ехать из Тбилиси, то Мтиулетия начнется в Пасанаури, который является в крае главным городом. Закончится Мтиулетия там, где начнется подъем к Гудаури и село Млета.
В Мтиулетии есть еще отдельная область Хада. Что бы в неё попасть, надо в селе Квешети свернуть с трассы вправо, и двинуться вверх по реке к селу Закаткари и далее до Цкере, если хотите. По пути будет поселок Корого (ქოროღო), в котором есть храм. Хада симпатична, не вытоптана туристами, и в ней еще остались мтиулетские башни. Подробнее про ущелье Хада >>>
К сожалению, люди обычно проскакивают Мтиулетию насквозь, когда едут из Тбилиси в Гудаури или Казбеги, или же если едут из России в Тбилиси. Мало кто тратит время даже на Пасанаури.
Мтиульские села:
Пасанаури (ფასანაური) — с виду совсем поселок. Высота от уровня моря невелика, около 1100 метров, то есть, всего на 500 метров выше, чем Тбилиси. Население — около 1500 человек. До Тбилиси — 88 километров, практически ровно середина пути от границы до столицы. Считается, что тут делают лучшие в Грузии хинкали. Подробности про Пасанаури >>>
Бедони (ბედონი) — малкенькое село в самом начале ущелья Хада, через реку от села Квешети. Из этого села начинается старый участок военно-грузинской дороги, поднимающийся на гору к Гудаури. На левой стороне ущелья Хада, над Бедони, находится кладбище и старинный храм, предположительно Х века, который называется Бедонская Квелацминда.
Ещё дальше и выше по склону сохранились руины поселения, которое, вероятно, является старым Бедони. Видимо, в какой-то момент жители переселились вниз, ближе к дороге.
Квешети (ქაეშეთი) — небольшое село в центре Кайшаурской долины на военно-грузинской дороге, почти под скалами Гудаурского плато. Это то самое село, в котором ночевал Пушкин и где начинается действие романа "Герой нашего времени". Подробности про Квешети >>>
Кайшаури (კაიშაური) — сейчас уже всеми забытое село в стороне от военно-грузинской дороги, однако, до 1863 года эта дорога шла как раз через Кайшаури и затем вниз в Хада, и окрестности были известны как Кайшаурская долина и Кайшаурская гора. Это о самое место, где начинается действие романа "Герой нашего времени". Там автор нанимает волов, чтобы поднять свои вещи вверх на Кайшаурскую гору и описывает, как это было трудно и неудобно. Сейчас этот исторический подъем вроде бы еще сохранился в виде грунтовки и можно пройти там по следам Лермонтова. Пушкин отчего-то не обратил внимания на это место, хотя явно по нему прошел.
Млета (მლეთა) — этот поселок сейчас состоит из двух отдельных: Земо-Млета и Квемо-Млета. Он находится на основной трасе, непосредствено перед началом серпантина к Гудаури. От Пасанаури 18 километров, есть тропа в район Хада. Млета и окрестности — это своего рода культовый центр Мтиулети. Над селом находится гора Ломиси (2452 м.), рядом с которой находится Ломисский Храм святого Георгия. Каждый год, в первую среду после Троицы, здесь проходит праздник, известный как Ломисоба. Со всех окрестностей собирается народ, режут множество баранов, и все мероприятие имеет несколько языческий вид. Церковь смотрит на этот праздник довольно подозрительно.
Ломисоба и храм Георгия Ломисского
|
| | | |
Праздник Ломисоба вообще широко распространен в этой части Кавказа, частично в Ксанском ущелье, кое-где в Осетии и в долине Терека.
Нагвареви (ნაღვარევი) — очень маленькое село на Военно-грузинской дороге, между Надибани и Квешети, примерно напротив Сепе. В советское время тут пытались сократить изгиб трассы туннелем, но ничего не вышло, а кусок туннеля до сих пор видно на окраине села. Нагвареви известно храмом Святого Гиоргия на западном выезде у самой трассы.
Храм Святого Гиоргия в Нагвареви
|
| | | |
Существует предание, что в 1795 году, когда персидская армия приближалась к Тбилиси, три сотни арагвинцев пришли сюда и дали клятву победить или умереть. Потом они отправились в Тбилиси, не смогли победить в сражении при Крцаниси и все погибли. Храм же датируется XII веком.
Сепе (სეფე) — маленькое село из нескольких разбросанных по горам домиков, которое находится на левом берегу Арагви, напротив сёл Квешети и Нагвареви. Сепе можно распознять по каменной квадратной башне и белой Спасской церкви. То и другое видно с Военно-грузинской дороги.
Но у Сепе есть ещё одна замаскированная досстопримечательность, это Старое Сепе и Богородичная церковь. Старое Сепе, вероятно, то самое место, где село находилось в древности. Сейчас от него сохранились только стены и церковь на рукотворном каменном столбе.
Село Сепе
|
| | | |
Спасский храм
| Старое Сепе
| Богородичный храм
| Богородичный храм
|
Церковь Сепе можно назвать очень оригинальным архитектурным памятником, но добраться до него непросто. Придётся продираться по координатам через заросли. Нормальных троп нет, или они перекрыты заборами. Координаты: 42°25'35"N 44°34'52"E
Гудамакари
Гудамакари (გუდამაყარი) — это долина реки Черная Арагви, которую иногда называют Гудамакарская Арагви. Она тоже начинается в Пасанаури — надо только свернуть вправо с трассы и пойти вверх по Черной Арагви. Арагви называется Черной по той причине, что где-то в верховьях она размывает чёрные сланцы и окрашивается в действительно черный цвет.
Если в Пасанаури повернуть в ущелье Черной Арагви, то через 3 километра будет село Бахани, потом еще через 3 километра — село Мазитани, потом сразу Макарта, а еще через 2 километра — село Китохи и скопление посёлков вокруг него. Около Китохи сливаются реки Арагви и Бакурхеви. Можно свернуть в ущелье Бакурхеви, пройти по нему 12 километров до Пхитурского перевала (2653 м.) и по нему уйти в Хевсуретию в Барисахо. А если пойти вверх по Арагви, то через те же 12 километров можно выйти к Гудамакарскому перевалу (2347 м.) и через него спуститься в долину Сно к Джуте. Оба варианта весьма недурны как треккинговый маршрут.
Населенные пункты южной части района
Арагвиспири (არაგვისპირი) — крупное село прямо на военно-грузинской дороге, на берегу Арагви. Первое село к югу от Жинвали. На самой южной окраине поселка есть поворот на Душети. За поворотом, несколько выше, есть популярный источник.
Бодорна (ბოდორნა) — небольшое село на военно-грузинской дороге, причем юго-западнее вроде бы есть еще одно село с таким же названием. Знаменито церковью Бодорна, которая была построена в XV веке и некоторое время служила усыпальницей арагвских эриставов. В XVII веке ее перестроили. Сейчас церковь стоит на слоне горы среди леса и видна издалека, но что б к ней подойти, придется немного полазать по горным склонам. Так же окрестности Бодормы известны некими пещерами, мной пока не изученными.
Мчадисджвари (მჭადიჯვარი) — загадочный поселок вдалеке от популярных маршрутов, на самом юге района на границе с мцхетским райном. Через поселок проходит старая дорога на Душети. В селе есть что-то вроде крепости, которая исторически принадлежала арагвским эриставам. В 1754 году эту крепость осадили аварцы, но взять не смогли, а затем подошла грузинская армия и аварцы были разбиты. Село находится в 6 километрах от озера Базалети и в 4 — от села Дзалиси в мухранской долине.
Одзиси (ოძისი) — село на берегу реки Ксани, самое западное в районе. Находится в тупике: с севера и востока уже Южная Осетия, с запада за рекой — вроде бы все ещё окупированное село Твауреби, и только на юг ведет дорога в Мцхетский район, в Ксовриси и Мухрани. На северной окраине поселка находится грузинский пограничный КПП. От села до Ахалгори — всего 5 километров. Важное: село Одзиси по сути приграничное, но оно открыто, на входе в него нет блокпоста.
Старая усадьба эристави в Одзиси
|
| | |
Исторически Одзиси относилась к землям Мухранского княжества, а сразу на север от него начиналась территория ксанского эриставства. Однако, в XIX веке потомки ксанских эриставов построили в Одзиси усадьбу, которая ещё стоит, хотя и осталась без крыши. В какой-то момент они построили неподалёку ещё одно здание, в котором сейчас формально находится музей Гиоргия и Давида Эристави. Но музей это условный, работает редко, попасть в него непросто.
Пудзнари (ფუძნარი) — почти исчезнувшее село на дороге Жинвали — Тианети, на самой границы с Тианетским районом на высоте 1200 метров от уровня моря. Долгое время тут стоял сильно порушенный храм Пудзнари начала XIII века, и только недавно, около 2014 года, его восстановили. Храм интересен надписью на западном фасаде, и ещё тем, что представляет собой самый северный храм в исторической Кахетии. С северной стороны к нему пристроен небольшой придел с крышей в стиле хевсурско-ингушских мавзолеев.