Городище Греми (გრემის ნაქალაქარი) или
город Греми — археологическая зона в Кахетии, на которой с XV по XVII века находился город Греми, столица Второго кахетинского царства. Город был разрушен иранцами около 1614 года, потом просуществовал ещё около 30 лет и был заброшен. Сейчас на территории городища находится действующий монастырь,
замок Греми, реконструированный участок города и некоторое количество развалин.
Старое фото замка Греми (ещё с побелкой) и южной части городища, где ещё ничего нет, даже монастырских построек.
История
Греми — поздний город, хотя само поселение существовало ещё в бронзовом веке и от той эпохи были найдены кое-какие артефакты. Возникновение города связывают с кахетинским царем Гиоргием I (Он же — некогда общегрузинский царь Гиоргий VIII), который, по словам хроники, «Греми превратил в стольный город эр-кахов и построил большой дворец». Это произошло вскоре после 1471 года.
В 1520 царём стал Леван, жена которого (Тинатин) основала монастырь
Новая Шуамта. Свадьба Левана и Тинатин так же происходила в Греми. Город занимал в то время очень большую территорию, а в его центре на скале было построено укрепление. В 1565 году на этой же скале был построен Архангельский храм и основан Архангельский монастырь.
Леван умер в 1574 и был похоронен в этом Архангельском храме (а не в
монастыре Алаверди, как тогда было принято). В 1577 году храм монастыря был расписан.
Весной 1614 года в Кахетию вошла армия шаха Аббаса и дошла до Греми. Маловероятно, чтобы шах что-то разрушал в тот год. Искандер Мунши пишет, что шах велел обойти все церкви и провозгласить, что «нет бога, кроме Аллаха», поскольку церквей было много, и шах подумал, что здесь просто никогда не слышали об исламе.
Советская писательница Анна Антоновская приписала походу 1614 года свойства похода 1616 года, и красочно описала разгром Греми:
Когда шах Аббас с войском подошел к Греми, ворота крепости широко открылись и иранское войско с криками "алла! алла!" неожиданно хлынуло в город. Началась кровавая расправа. Опомнившись, кахетинцы пытались защищать свои дома. Их беспощадно истребляли. Воздух сотрясался от грохота, звона, воплей, проклятий женщин, лязга шашек, плача детей и взвизгов стрел. Немногим кахетинцам удалось бежать из Греми к низовьям Алазани, к Белакани, к подножию Борбало, они оповещали народ о коварстве шаха, о предательстве Саакадзе.
Но потом началось восстание 1615 года, и в мае-июне 1616 года шах совершил уже настоящий карательный рейд, исторебляя всех и разрушая всё. Мунши ничего не говорит о судьбе города Греми, но вероятно именно в этот момент город был превращён в руины.
Вот так город просуществовал 100 лет и был полностью уничтожен. Архангельский храм и колокольня уцелели и существуют по сей день, и именно это комплекс называют теперь «замок Греми». Судя по всему, остатки города просматривались ещё долгое время и у Брокгауза написано так: «Подле селения развалины древнего города Греми, имевшего около 2 верст в длину и ширину; остатки десяти древних храмов, на стенах которых армянские, грузинские и арабские надписи и орнаменты...».
В последние годы существования города Греми в нём жила
великомученица Кетеван. Персы убили её в 1624 году в Иране. С тех пор она как бы считается покровительницей Греми и в Архангельском храме ей совершаются ежедневные молебны.
В 1640 году в Кахетию через Тушети прибыло московское посольство Фёдора Волконского.
Царь Теймураз принял их в
монастыре Алаверди, а потом послы поехали с ним в Загем, а по пути остановились в Греми. Посольские отчёты записали название места очень забавно: «Октября в 2 день послы пришли в Крым и стали в Архангельском монастыре». Выходит, что уже в то время не было замка Греми, а был монастырь. «А тот монастырь стоит от большие горы на о(с)троге, на горе ж и приделан к горе. ... А в том месте на посаде шелашей з 10. А называют то место Крым, под ним река Лазан. А манастырь окладен также каменьем».
В отчёте упомянут и царский двор за монастырём направо: «А з другую сторону, за монастырь направе царев двор, а на дворе три полаты да ворота каменные; все разорны. Да церковь зделана полаткою (т.е. базилика); без креста. А подле её зделана полатка, сысподи четвероугольна, а вверх кругла, с окны, кабы колокольня. Да на цареве ж дворе, где он стоял, шелашей с пять да денник, где садился есть, огороже перилами; покрыты все камышем».
Это довольно точное описание: если послы проехали мимо замка и оказались на дороге, ведущей в село Греми, то дворец действительно должен быть он них справа, между дорогой и рекой Инцоба.
Отчёт описывает и Архангельский храм: «А в монастыре церковь архангела Михаила; зделана на 4 угла, вдоль 10 сажен, поперег 5 сажен. В ней 2 столба; основана на камени дичи, кладена кирпичь с ызвестью; наверху шея (барабан купола). Олтарь с церковью не разгорожен (это русский человек удивился отсутствию иконостаса); а креста на церкве нет. Подписана стенным письмом. Зделаны двери деревянные; престол каменной о осми углах; образов нет. С одну сторону олтаря зделан кабы жертвенник, а з другую сторону кабы предел. Престол приделан к стене, с церковью не розгорожено».
Судя по описанию, в Греми когда-то был большой армянский квартал: «А на посадах три церкви каменные ж с шеями; без крестов. А по росказанью, те церкви бывали арменские. ... Да около Крыма и царева двора арменских церквей з десять».
Греми при Ростоме
Где-то между 1649 и 1653 годами картлийский
царь Ростом отправился в Кахетию на охоту и заодно посетил Греми. Очевидец событий, Пасардан Горгиджанидзе, вспоминал: «Выехав оттуда [из Алвани], через два дня прибыли в Греми. Там мы видели много хорошо построенных дворцов разрушенными, без окон и потолков, превратившимися в убежища для диких зверей. Увидев таким разрушенным государев дворец, царь Ростом, опечаленный непостоянством сего мира, повелел Горгиджанидзе экспромтом сказать соответствующие случаю стихи по поводу этих развалин». И тот сочинил такое:
Ради Бога, слушайте хвалу Гремского дворца.
Кто увидит его таким, не сможет успокоиться.
Мир этот жесток, никому не даст пощады.
Если память о его строителе умрет, вас обнимет печаль.
Последние века
Архангельский монастырь действовал ещё в 40-е года ХХ века, и там жили два русских монаха, но потом коммунисты решили навести порядок и монахов выгнали. В 1999 году монастырь снова ожил.
В последние годы место окультурили, снабдили парковкой и стендом с картой, а в 2012 году реконструировали кое-что из городских развалин. Там была построена кафешка и гестхауз, но при смене власти проект забросили и по состоянию на 2021 год ничего не работает.
Современность
Городище находится на правом берегу реки Инцоба, с северной стороны трассы Телави-Кварели. Оно вытянуто вдоль Инцобы с юго-запада на северо-восток примерно на километр. В центре на скале находится Архангельский монастырь, больше известный как замок Греми. Все говорят о нём как о замке, но есть сильный подозрения, что он изначально строился как монастырь и цари в нём вроде бы не жили.
Река Инцоба и заросли слева на месте северного квартала
К югу от замка на 400 метров тянется бывший торговый квартал. Ближе всего к монастырю стоит комплекс из трёх церквей с виду довольно поздних. В научной литературе гремские безымянные церкви пронумерованы, и эта известна как «первая церковь». Их датируют очень расплывчато XIV—XVIII веками.
Они настолько никому не интересны, что в одной из них в 2021 году обосновалась колония летучих мышей.
Этот комплекс очень, вероятно, относится к упомянутым Брокгаузом армянским храмам. На западной стороне хорошо видно три ниши, в одной из которых сохранился хачкар:
А левее мы видим ещё один:
Чуть южнее ещё одна церковь. Одна довольно простая по своей конструкции.
Этот храм тоже, вероятно, был армянским, и на восточной стороне остался вмурованный хачкар с уже стёртой надписью:
Далее к югу было построено здание не то музея не то магазина, оттуда же под трассой выход к парковке, но что бы там ни было, оно давно закрыто. Оттуда можно пройти на юго-запад по аллее, обсаженной грушами (которые осенью никто не собирает) и выйти к бывшему караван-сараю, половину из которого реконструировали.
К караван-сараю примыкает неработающее здание кафешки, за которой реконструированные бани и закрытый гестхауз. Важнейший нюанс: у караван-сарая есть открытые комнаты, куда свален всякий мусор, но в этих комнатах есть действующие розетки. Там можно заряжать телефоны.
Ещё метров сто на юго-восток по грушевой аллее — и мы видим церковь Тарса Галавани 1539 года постройки. Это довольно интересное сооружение. От древности сохранились только стены, но её отремонтировали, достроив купол. Это единственная церковь Грузии, у которой алтарное пространство сделано в два этажа и снабжено криптой.
За церковью сохранились кирпичные ворота. Вполне возможно, что это старые городские ворота города Греми.
Часть квартала около 2010 года попала на территорию монастыря и проникать туда как бы не вполне желательно, хотя и возможно по согласованию с монахами. На ровной части не осталось ничего исторического, а в лесу на склоне прячутся два храма. Первый - это простенькая купольная церковь примерно XV-XVIII веков. Низ у неё каменный, а верх кирпичный. Похоже на позднюю реставрацию.
Чуть выше находится ещё одна зальная церковь, в западный фасад которой были вмурованы три хачкара, но остался только один.
Храм закрыт, но внутри явно ничего необычного нет.
...
Северный квартал
Если перейти по мосту ручей, который протекает мимо замка, то за мостом дорога разветвляется: влево она идёт в село Греми (это старая дорога на Кадорский перевал и в Дагестан), а вправо на мост и в село Энисели. Между этими дорогами находится Северный, аристократический квартал города. Сейчас это примерно квадрат 200 на 200 метров. На этой территории сейчас стоит домик 1901 года постройки, известный как дом Якова Элиосидзе. Ещё через 100 метров стоит церковь Девы Марии, много раз перестроенная.
Около церкви сейчас находится поляна, стол с крышей и источник воды (работает нерегулярно). В зарослях между домом Элиосидзе и храмом можно найти фундаменты двух царских дворцов, некоего восьмигранного здания (вероятно бани) и ещё какие-то руины. Очень похоже на то, что часть квартала смыта рекой Инцоба.
Фундамент. Возможно, царского дворца.
Дом Элиосидзе это отдельная достопримечательность. Пока не вполне понятно, кто это такой. Фамилия Элиосидзе весьма распространена в селе Энисели. В доме сейчас можно видеть письма начала 1990-х годов, так что в то время здесь ещё жили. Дом же был построен ещё до раскопок городища. Строители решили воспользоваться старым фундаментом и так, вероятно сами того не зная, построили дом прямо на основании царского дворца.
По состоянию на 2021 год в доме никто не живёт, хотя остались старые (советские) книги, пачки писем, какие-то фотографии и немного мебели. Кто-то жил тут совсем недавно, но явно временно. У дома есть хозяева, и они даже не против его продать, но хотят заоблачные суммы. А ведь в этом доме мог бы появиться неплохой музей.
Оценки
В наше время замок Греми популярен у турфирм и сюда завозят каждого второго туриста, и городище попадает в их поле зрения, хотя они не обращают на него большого внимания. Все фотографируют замок и Архангельский храм, но никто не фотографирует прилегающие строения. В каком-то смысле это упрощает жизнь летучим мышам.
Вместе с тем замок был лишь частью всего города. Цари жили не в нём, а в северном квартале. Сейчас при входе в замок висит список кахетинских царей, живших в Греми, но его правильнее было бы поставить не там, а ближе к руинам двоцов.
Греми произведёт на вас сильное впечатление, при условии, что у вас хорошее воображение. Здесь прошли примерно 100—150 лет кахетинской истории, причём это были самые лучшие, самые спокойные годы, своего рода Золотой век Кахетии. Но с этой же столицей Кахетия пережила нашествие Аббаса и последующие полвека, когда цветущий край превратился в Дикий Запад. И то, что сейчас городище заброшено и забыто, только придаёт ему очарования. Можно в полном одиночестве пройтись по грушевой аллее, навестить летучих мышей, посидеть в тишине в храме Тарса Галавани или полазить по зарослям северного квартала. Это развлечение на любителя, но сейчас таких всё больше.