На главную Тбилиси Старый город
Старый город

Старый город - это те границы, в которых Тбилиси существовал до присоединения Грузии к России. Вернее, это та часть города, которая была обнесена крепостной стеной - её фрагменты ещё видно на проспекте Бараташвили и на улице Пушкина. Это именно тот город, который был сожжён в 1795 году иранцами и от которого к 1801 году оставалось всего несколько улиц. Самое старое уцелевшее гражданское здание в городе - караван-сарай Арамянца, построенный в 1818 году. Так что фактическую древность строений Старого Города не стоит преувеличивать. В Тбилиси дома долго не стоят - сказывается неустойчивый грунт и регулярные землетрясения. 

 

Помимо общей атмосферы в старом городе можно найти крепость Нарикала, собор Сиони, храм Анчисхати, а так же несколько армянских церквей - Сурб Геворк, Сурб Геворк Мугни, Норашен и еще несколько. Здесь же есть серные бани, три синагоги и мечеть. Львиная доля всего интересного находился на улице Леселидзе, поэтому на неё желательно обратить особое внимание.

 

Старый город

История

История Старого Города это и есть история города Тбилиси, но для общего понимания полезно знать пару вещей. Город появился примерно там, где сейчас храм Сорока Себастийских мучеников, немного южнее площади Майдан. Его очертания и планировка до XII века не представима почти никак. Внешний вид серных бань мы тоже может только предполагать. очень многое в городе было построено в XVII веке: царь Ростом перенёс дворец на правый берег Куры, перестроил крепость Нарикала, и построил серные бани в их современном виде. В 1795 году город был до основания разрушен персидской армией. В 1801 году пришли российские власти и стали застраивать в основном кварталы вокруг Старого города, и именно с этого момента Старый город стал отдельным кварталом, частью большого города.

Самое известное

Нарикала (ნარიყალა) — это хорошо заметная крепость высоко на скалах, к которой снизу ведёт извилистый подъём. Время основания крепости уже давно забыто, а современный вид она приняла в XVII веке при царе Ростоме. Состояние крепости тоже не самое лучшее — сказалось несколько землетрясений и войны. Нарикала это, наверное, первое место куда надо пойти в Тбилиси. Хотя бы потому, что это лучшая смотровая площадка в городе. С неё видно весь старый город, и Сололаки, и Авлабар и горы вокруг. В крепость можно войти через ворота и посмотреть её верхнюю часть, а можно пойти от ворот направо и пройтись по Сололакскому Хребту, вдоль которого тянутся остатки башен и стен. Эту прогулку, от Нарикала по хребту, можно считать обязательной программой первого дня. Она даст хорошее представление о старой части города. Максим Горький был того же мнения, когда гулял там в 1928 году. Подробнее про Нарикала >>>

 

 крепость Нарикала

Координаты: 41°41'16"N   44°48'31"E 

Ворота крепости НарикалаВид с Табори
Нарикала, башня

 

Канатная дорога.  Её протянули от парка Рике до Сололакского хребта, и теперь можно прямо от набережной Куры (388 м.) взлететь за пару минут до самой крепости Нарикала (492 м) со скоростью 5 метров в секунду. Это даже слишком быстро, но всё же вы пролетите над крышами Старого города и успеете увидеть всякое красивое, и даже сфотографировать что-нибудь, несмотря на тонированые стекла. Канатка работат с 10:00 до 23:00, и стоит 2,5 лари. Оплачивается общей для метро и автобусов картой. 

Верхняя станция канатной дороги 

 

Канатка стала чудом и спасением для туристов, которые ранее поднимались на Нарикалу пешком — для многих это усилие оказывалось чрезмерным, и уставшие, утомлённые солнцем, они прекращали свои прогулки. Однако, с июня 2017 года на канатку начали образовываться весьма долгие очереди — даже несмотря на увеличение цены с 1 лари до 2,5.

 

Если спуститься от крепости вниз, то дорога выведет на площадь, которая раньше называлась Татарский Майдан. В прошлом тут торговали всем подряд, и художники изображали его так:

 

 

На этой картинке видна не существующая ныне шиитская мечеть и строения Метехского замка, который тоже не сохранился. Правее белого дома виден переулок, который вёл к мечети и Метехскому мосту. В советское время Майдан перестроили неузнаваемости. На запад от Майдана уходит улица Абхази, более известная как Леселидзе. На южной стороне улицы находится неплохой винный магазин, а напротив два отеля, в том числе очень приличный "Шарден-Вилла".

 

От Майдана можно пройти к Сионскому собору или по Леселидзе или через улицу Шардени.

 

Кватал Шардени (შარდენი) — это квартал из улиц Жана Шардена (ჟან შარდენის) и Бамбис-Риги. Он находится между Леселидзе и Курой, в том квартале, где в древности находились мастерские и лавки. До сих пор в этом квартале существует Хлопковая Улица (Бамбис-риги). Там же находились так называемые "Тёмные ряды", которые переименовали в честь французского путешественника Жана де Шардена (1643—1713) и превратили в элитарно-гламурный квартал. На эту узкую, как щель улицу можно войти прямо с Майдана, а закончится она около сквера на Леселидзе, там стоит бронзовая копия археологической находки, человек с рогом.

 

 Улица Шардени

Улица Шардени
Столик на ШардениШардени
Улица Шардени

 

Подробности: квартал Шардени

 

Сурб Геворк Екегетси (Սուրբ Գեւորգ Եկեղեցի) — его не надо путать с храмом Сурб Геворк Мугни неподалёку. Это храм святого (сурб) Георгия (Геворк). Построен, возможно, 1251 году, хотя современный вид обрёл наверняка позже. Если правда про год постройки, то значит, что он построен в монгольскую эпоху. Раньше её называли «Большая Крепостная». Храм в своё время был центром Ахпатской епархии. В нём читал проповеди брат художника Айвазовского. Сейчас это главный армянский храм в Тбилиси. Когда в 1938 году снесли Ванкский собор, сюда к Геворку перенесли захоронения некоторых известных армянских генералов. Здесь же, правее входа, находится могила поэта Саят-Нова, который погиб на этом самом месте во время нашествия Ага-Мухаммад-хана в 1795 году. Подробности про Сурб-Геворк >>>

 

 

Совсем рядом за углом — армянский храм Норашен и Сионский Собор.

 

Сионский собор — до недавнего времени это был главный храм города с кафедрой католикоса. Правильнее назвать его Успенским собором (Успения Пресвятой Богородицы). Первый храм на этом месте построен не то в V, не то в VI веке. Позже его снесли арабы. Когда Давид Строитель отвоевал Тбилиси, он построил собор заново в 1112 году. Собор сильно пострадал от хорезмийцев в 1236 и почти полностью выгорел в 1795 во время нашествия Ага-Мухаммад-хана. Сейчас собор расположен так, что его практически невозможно сфотографировать сблизи, всегда что-то мешает. Подробнее про Сионский Собор >>>

 

От Сионского собора можно выйти к реке и дойти мимо Моста Мира, Дворцовой площади и патриархии до храма Анчисхати

 

Сионский собор дал название Сионской улице, которая начинается от скверика на Леселидзе и выходит к Леселидзе же. Кроме собора тут есть лавка ковров и, на углу около собора, музей истории Тбилиси.

 

Храм Норашен (Նորաշեն եկեղեցի) — это армянский храм, который официально называется Церковь Благовещания Богородицы. Он выходит восточным фасадом прямо на улицу Леселидзе, а его темно-коричневый конический купол видно отовсюду совсем рядом с Сионским собором. История у храма невесёлая. В советское время его чуть не снесли во время расширения улицы Леселидзе. Потом там было книгохранилище. В постсоветскую эпоху начались споры о принадлежности храма. В 1995 его освятили как грузинский, но уже через месяц решено было прекратить выяснения и оставить храм в ничейном состоянии. Так он по сей день и ждёт своей судьбы. Подробности про Норашен >>>

 

Анчисхати (ანჩისხატი) — это самый первый храм в Тбилиси и фактически самое древнее сохранившееся здание в городе. Построен при царе Арчиле в VI веке и официально называется Храм Святой Марии. В XVII веке князь Амилахвари передал храму древнюю икону из южногрузинского города Анчи, которая и дала храму современное народное название «анчис-хати» (Анчийская икона). Храм действующий. В XIX веке после отмены автокефалии грузинской церкви, храм был русифицирован: надстроен славянским шатром. Позже шатер убрали. Сейчас от старого храма VI века остались только стены. Подробности про Анчисхати >>>

 

Армянский храм Сурб Ншан. В переводе — "Святое Знамение" или "Знаменская". Этот храм запрятан в глубинах Старого Города, на улице Верцхлис. Строительство начато в 1703, к 1720 доведено до купола, после чего, возможно, помешало турецкое нашествие, и только около 1770 года был достроен купол оригинального синего цвета. В 30-е годы храм был закрыт и превращён в книгохранилище, а в 2010 году случился пожар, поэтому ещё и сейчас пол храма покрывает толстый слой обгоревшей бумаги и сажи. В свое время всплыла мутная история с содержанием на территории храма собак, потом вроде навели порядок. Сейчас храм находится в аварийном состоянии, однако в этом есть некоторое обаяние. Симпатично смотрятся деревца на кровле и полуобвалившиеся своды.

 

 армянский храм Сурб-Ншан

Координаты: 41°41'39"N   44°48'16"E 



 

Улицы Старого Города

Улица Абесадзе — улица имени врача-кардиолога Гии Абесадзе (бывшая Католическая) невелика, всего домов по 10 с каждой стороны. Она идёт от Леселидзе на юг и там расходится вилкой у сквера имени Гудиашвили. Тут есть католический храм, небольшой театр, кафе "Уголок" и старинное фотоателье. Подробнее про улицу Абесадзе >>>

 

Бетлемская улица (Вифлеемская, Бетлеми) — небольшая улица в квартале Бетлеми (он же Клдисубани), которая проходит немного выше по склону от Майдана и улицы Леселидзе. Она начинается от Хлебной площади и выходит к армянскому храму Сурб-Геворк. Это в основном отремонтированная, чистая улица, откуда неплохо видно старый город внизу, и где уже построено несколько гестхаузов. С этой улицы можно подняться выше, к клдисубанским переулкам, к храму Св. Гиоргия и обеим бетлемским храмам. Подробности про Бетлемскую улицу >>>

 

Проспект Бараташвили — этот проспект разграничивает Старый Город и район Мтацминда. Когда-то этот проспект назывался Мухранской улицей, а ещё раньше по ней проходил овраг. Здесь можно увидеть крепостную стену города и несколько ресторанов. Тут же есть важная узловая автобусная остановка. Подробнее про проспект Бараташвили >>>

 

Улица Пушкина. Это пограничная улица Старого города, которая отделяет его от квартала Мтацминда. Сейчас она соединяет площадь Свободы и Колхозную площадь, или же, в другом смысле, площадь свободы с проспектом Бараташвили. До начала XIX века по линии этой улицы проходила крепостная стена, которую снесли вскоре после 1802 года и построили на месте стены несколько домиков, в одном из которых в 1829 году жил Пушкин. Кратковременное пребывание Пушкина в Тбилиси дало название улице и скверу на ней. В 2013 году фундаменты стен были раскопаны и превращены в археологический памятник. Интересно, что дома, выходящие фасадом на площадь Свободы, имеют нумерацию по улице Пушкина, это наследие тех дней, когда площадь была гораздо меньше и на ней стоял театр Тамамшева. Потом театр снесли, и часть улицы Пушкина визуально превратилась в площадь.

 

Улица Константина Леселидзе — эта улица в прошлом называлась Армянский Базар, потом её назвали в честь генерала Леселидзе, а в постсоветское время не очень удачно переименовали в честь генерала Коте Абхази, но название слабо прижилось, и редкий тбилисец в частном разговоре так её назовёт. Даже таксисты иногда не понимают названия "Коте Абхази". Это основная улица Старого города. Она начинается прямо от Площади Свободы, поэтому туристы обречены попадать в Старый Город именно по ней. Леселидзе — уютная, винтажная улица, но ее архаичность во многом иллюзорна. В современном виде она появилась только в советское время, когда прежнюю узкую улицу расширили вдвое, чтобы создать удобный проезд для транспорта. Подробности про улицу Леселидзе >>>

 

Улица Католикоса Антония — это небольшая улица, длиной всего 200 метров, которая идет от Абесадзе к Леселидзе. Улица интересна тем, что в доме №3 когда-то находилась синагога. Недавно ее отремонтировали и восстановили в ней музей еврейской культуры. Музей симпатичный, но очень маленький.

 

Сионская улица — небольшая улица, параллельная Леселидзе. В прошлом по ней вёл магистральный путь от Мухранских ворот к Майдану. Сейчас на ней находится Сионский собор и музей Тбилиси. Подробности про Сионскую улицу >>>

 

Улица Верцхли (Серебряная) — улица длиной 320 метров,  когда-то главная проходная улица Старого города. Потом Берия повелел сделать основной Леселидзе, и Серебряная превратилась в глуховатый переулок. Первые 20 домов вообще пропали, что сейчас видно по нумерации. Начинается от Леселидзе, и там справа почти сразу будет виден храм Сурб Ншан, упомянутый выше. Потом Верцхли пересекает улицу Авлеви, потом выходит на Колхозную площадь к проспекту Бараташвили. Это классическая старгородская улица, и когда-то тут был неплохой хостел. Побробности про Серебряную >>>

 

Улица Александра Дюма. Эта улица, длиной 270 метров, идет почти параллельно Серебряной (Верцхлис). Она начинается от улицы Леселидзе, идет мимо симпатичного углового дома номер 15, и затем ужде более скучным участком выводит к Хлебной площади. На этой улице нет никаких храмов и вообще ничего примечательного.

 

 улица Александра Дюма
ул. Дюмаул. Дюмаотель "Дзвелиубани"

 

Сквер Ладо Гудиашвили — это квадратный садик с фонтаном, на который выходит окнами винтажный и весьма знаменитый ресторан «Пур-Пур» (он куда-то исчез в ковид). Рассказывают, что и Лермонтов когда-то жил именно в доме у этой площади , которая тогда называлась Аббас-Абадской. Но главное не это, а то, что по некоторым непроверенным данным именно тут бедный художник Нико Пиросмани разложил свой миллион алых роз. Весной 2021 года на площади завершилась реконструкция, хотя не весь мусор убран ещё в 2023 году.

 

Улица Беглара Ахоспирели — это небольшая улица, длиной всего 154 метра. Она начинается от сквера Ладо Гудиашвили и небольшим изгибом ведёт до улицы Асатиани, пересекая которую, улица плавно превращается в крутой лестничный подъем к Верхнеей Бетлемской церкви (его также называют "Петхаинская лестница").

 

 улица Ахоспирели и храм Сурб Геворк
ул.АхоспирелиСурб Геворк Мугни
ул. Ахоспирели

 

На этой улице стоит армянский храм Сурб Геворк Мугни. По слухам, Мугни — это название небольшого села под Ереваном, где хранился череп Святого Георгия. Часть черепа перенесли в этот храм, который таким образом обрел название. Храм был основан в 1356 году, перестроен в 1756 году, а в 1852-1893 годах частично отреставрирован. Это храм был построен из жженого кирпича и внутри побелен известью. В советское время храм закрыли, сделали в нем музей этнографии, который около 1990 года перенесли из-за аварийного состояния здания.  До спасения храма не дошли руки, и в результате 19 ноября 2009 года храм Сурб Геворк рухнул.

 

Улица Або Тбилели. Ещё одна классическая старгородская улица, длиной 160 метров. Начинается от Хлебной Площади и идёт до сквера Ладо Гудиашвили. Ничего известного на этой улице не построено. Улица названа в честь мученика Або Тбилисского. Араб по происхождению, он перешел в христианство, проповедовал его тбилисским арабам с 782 года. В 786 году был обезглавлен, а тело сожжено в том месте, где сейчас стоит Метехский Храм.

Дворцовая площадь и вокруг

Где-то в 1630-е или 1640-е годы царь Ростом перенёс царский дворец на правый берег Куры, и образовался прямоугольник стен приблизительно 70 на 140 метров. Его посетил и описал Жан Шарден в 1672 году. Здесь жили цари Вахтанг V, Гиоргий XI, Вахтанг VI, Теймураз II и Ираклий II, но в 1795 году после Крцанисского сражения персидская армия вошла в город и разрушила всё, в том числе и дворец. В 1802 году из обломков дворца построили здание Губернского правления (тут разместилась администрация Грузинской губернии), а в 1850-х сюда переехала Синодальная Контора. Не так давно это здание отремонтировали и в нём поселилась партия «Грузинская мечта».  


Синодальная контора
Бывшая Синодальная контора

Рядом с дворцом при Ростоме построили баню: горячую и холодную. Это кирпичное сооружение до сих пор стоит на берегу Куры, между набережной и зданием Синодальной конторы. В наше время там располагается ресторан (названий сменилось уже несколько). У ресторана симпатичный ориентальный интерьер, интересные диванчики на крыше, и там же на крыше тряпочные шатры в восточном стиле. Цены терпимо высокие.

 

 Ресторан "Мепетубани"

Вот она - бывшая баня, а сейчас ресторан.

 

Сейчас площадь выглядит так, как будто персы ушли только вчера. С одной стороны громоздится всеми четырьмя этажами здание караван-сарая Манташева с ободранной штукатуркой. К северу от караван-сарая тоже груды мусора и строительные заборы. Площадь давно утратила атмосферу придворного гламура и её не собираются возвращать. 

 

К северу от розового партийного дворца хорошо видна крепостная стена с угловыми башнями: это место, где после отмены автокефалии жил экзарх, а после восстановления автокефалии  снова патриарх. Он живёт тут и сейчас, тут же приёмная, архивы и вся администрация. 

 

Пространство напротив патриархии когда-то было частью дворцовой площади, но в какой-то момент его засадили деревцами и оно превратилось в сквер, а потом в сад. Сюда было принято приходить, чтобы поболтать о новостях, поэтому садик получил в Тбилиси название Салакбо, что иногда переводят как "говорильня". Позже говорильня переместилась в сквер Пушкина у площади Свободы. Сейчас этот сквер интересен тем, что именно в нём установлен так называемый «фонтан Уоллеса».

 

Эти фонтаны изобрёл парижский филантроп Ричард Уоллес в 1870-е годы. Его целью было дать Парижу заметный, удобный и симпатичный источник питьевой воды. Он разработал 4 модели, из которой знаменитой стала «большая модель», высотой 2,7 метра и весом в 610 килограмм. Эти фонтаны стали символом парижа и, например, в 2018 году они мелькнули в фильме «Фантастические твари-2». Копии стали ставить в других городах Франции, а потом и остального мира. Один купила себе Бриджит Бардо.  Тбилисская версия появилась в 1993 году. Фонтан купил для города Карло Инасаридзе, человек со сложной судьбой. Он служил в Германии в «грузинском легионе», в итоге остался в иммиграции, где занимался разного рода культурной деятельностью. В частности, подарил Грузии знаменитый фонтан.


Фонтан Уоллеса

За этим садом, обычно мало кому заметный, стоит довольно интересный дом, в котором сейчас находится отель «Текла-Палас». Когда-то этот дом построил для своей дочери Теклы царь Ираклий II. Потом Текла вышла замуж за князя Орбелиани, который стал участником заговора дворянства 1832 года. И заговорщики тогда собирались чаще всего в этом доме. Дом потом наверняка ремонтировался и частично перестраивался, но какая-то его часть наверняка дожила до нашего времени.

От Майдана до Абанотубани

Это тоже почти улица, а вернее даже две — участок набережной и еще одна улица выше, название которой пока непонятно. Здесь, если идти от Майдана и метехского моста, сначала на углу будет азербайджанский ресторан "Сейдабади", затем сувенирный магазин, потом еще какой-то магазин, а дальше большой винный магазин фирмы "Хареба", один из двух харебовских магазинов в Тбилиси — там есть хорошее вино на розлив. За "Харебой" сразу же находится осетинский ресторан "Алания". Он обычен как ресторан, но там есть недорогое пиво и я иногда заворачиваю туда после бани.

 

За рестораном, уже на углу с банным кварталом находится недавно восстановленный Монастырь  Сорока Себастийских Мучеников. Он построен в память событий 320 года, когда 40 солдат XII "молниеносного" легиона в каппадокийском городе Себастия (совр. Сивас) за исповедание христианской веры были поставлены умирать от холода на льду озера. 9 марта отмечается день памяти севастийских мучеников, известный в России как "Со́роки".

Клдисубани

Клдисубани (კლდისუბნი) — это совершенно особый район Старого Города, название которого происходит от слова "клде" — скала. Он расположен на склоне Сололакского Хребта, почти под крепостью Нарикала. Здесь присутствует особая атмосфера лестниц и кривых извилистых улиц. Клдисубани начинается на юг от улиц Ладо Асатиани и Ованеса Туманиани. Вифлеемская улица — почти единственная нормальная улица в этом районе. Остальное — лестницы.  В Клдисубани почти нет магазинов, очень мало общепита и немного гестхаузов. Квартал недавно прошёл реконструкцию, и сейчас там чисто, красиво и фотогенично. Именно здесь стоит искать пищу для инстаграмма.

 

Клдисубани

 

На востоке Клдисубани упирается в обрывы над банями, а на западе - в Нижнюю Бетлемскую церковь, дальше которой не пройти. Западная половина квартала так же называется «Петхаин». Это еврейский топоним, произошедший от слова Вифлеем. Эта часть города, плюс дому у площади Гудиашвили, в прошлом считалась Еврейским Кварталом Тбилиси. Евреи населяли так же и Бетлемскую улицу. 

 

Если надо посмотреть квартал быстро, то можно просто пройтись по Бетлемской улице. Если же хочется писмотреться к кварталу внимательнее, то надо подниматсья с Бетлемской вверх в переулки. Например, так можно пробраться запутанными лестницами к маленькому храму Святого Георгия.  

 

Храм Святого Георгия в Клдисубани (კლდისუბნის წმ. გიორგის). В 1600 году здесь был построен собор, который впоследствии был разрушен. В 1753 году (сразу после освобождения от персов) храм был заново отстроен на деньги тбилисских армян, а потом ещё кое-что достраивали и ремонтировали. В советское время здесь были устроены мастерские и даже голубятня. В 1991 году храм передали грузинской церкви, 23 ноября он был освящен и приведен в человеческий вид. Сейчас туда можно попасть, поднявшись с улицы Гоми.

 

Храм святого Георгия в Клдисубани

Координаты: 41°41'19"N   44°48'23"E

Храм Св. ГеоргияХрам Святого Георгия 

 

Западнее, метров через 60—70, проходит улица Гоми с красивыми балконами. Сюда часто водят городские экскурсии. Здесь находится такая топовая достопримечательность, как «храм Атешга». Топовой она стала лет пять назад (2015—2018). Было время, когда это кирпичное соружение интересовало только узкий круг тбилисский краеведов. Но мистический ореол «храма огнепоклонников» сделал Атешгу популярным у блоггеров и инстаграммеров. Аташга — производное от турецко-персидского «Атеш-гах» (Храм Огня, аналогичное храму Атешга под Баку) — это укоренившееся в народе название развалин турецкой мечети 1720-х годов. Было предположение, что в давно забытые эпохи на этом месте действительно стоял храм огнепоклонников или зороастрийцев (что кстати не одно и то же).

 

Атешга

Координаты: 41°41'19"N   44°48'20"E 

АтешгаАтешга, внутриАтешга, вход

Некоторым гидам и даже историкам свойственно утверждать, что это кирпичное сооружение и есть храм огня. Но это очень большая натяжка. На всю Грузию сохранился только один фундамент зороастрийского храма, и находится он в Кахетии. Причём со всеми обязательными элементами такого храма, в отличие от этого скромного сооружения. Сейчас Атешга общедоступен, бесплатен, но входить в него надо через частный двор, что иногда надо согласовывать.
 
Интересное произошло несколько лет назад, когда из Индии приехали какие-то настоящие огнепоклонники и провели там какой-то свой хитрый ритуал, отчего храм условно стал действующим.  

 

Кроме этой экзотики в Клдисубани есть еще два храма и колокольня. Самый заметный храм — Верхняя Бетлемская церковь (В армянской традиции Храм Богоматери Вифлиемской). Считается, что первый храм на этом месте построен едва ли не во времена Горгасала, и что там была похоронена его мать. Потом храм много раз перестраивался, а в XVI веке его передали армянской церкви, которой в то время не хватало храмов. В 1740 году князь Гиви Амилахвари провел что-то вроде реконструкции и появилось то, что мы видим сейчас. В 1994 году его передали грузинской православной церкви.

 

Этот храм был очень популярен в Тбилиси, особенно у женщин. Множество народу приходило сюда на праздники, посвященные Богородице, и по популярности конкурировал храм разве что с Сионским собором. Особенно много народа приходило сюда на праздник Успения 28 августа. Сейчас это большой интересный храм с удлинненным нефом, красиво расписанный фресками. От храма есть лестница наверх, на Сололакский хребет, есть спуск вниз на улицу Асатиани и проход к храму Атешга. Рядом с храмом есть смотровая площадка и питьевой фонтанчик.

 

Чуть ниже по склону стоит  Нижний Вифлеем, он же Девичий Монастырь Святого Стефана. Здесь тоже раньше что-то было, но современный вид храм принял в 1868 году. С 1991 года принадлежит грузинской церкви. Вокруг обоих храмов ведутся вялотекущие армяно-грузинское споры.

Площадь Гудиашвили и вокруг

Это западная часть Старого города, которая примыкает к улице Дадиани, за которой начинается квартал Сололаки. Иногда весь этот квартал вокруг площади относят к Сололаки. Это симпатичный квартал, но в конце 2018 года он на реконструкции, тут всё перепахано и зашито в леса. На что он станет поход после реконструкции - не знает никто.

 

Квартал знаменит рестораном «Пур-Пур», порушенным армянским храмом и самой площадью Гудиашвили (ранее Аббас-Абадская площадь), на которой, по одной из версий, разложил свой миллион алых роз бедный художник Пиросмани

Абанотубани 

Абанотубани — это узкое ущелье между Сололакским хребтом и крепостью Нарикала с одной стороны и таборской горой и таборским монастырем с другой. Это особенный район. Предположительно именно здесь, у серных источников, и начинался город Тбилиси. Именно здесь Вахтанг Горгасал охотился на фазана, который упал в горячий источник и превратился в суп; это стало поводом основать город, а позже поводом создать блюдо "фазан Горгасали". Памятник фазану в когтях сокола стоит сейчас на самом видном месте.

 

Сейчас это чистый, туристический район города, знаменитый своими серными банями. Через квартал протекает небольшая речка, которую в прежние эпохи загнали в трубу, но в 2012 году открыли и окультурили. Этот раскопанный участок реки в прошлом назывался Дабаханка. В реку впадают серные родники, поэтому пахнет она соответственно. На участке от улицы Гришашвили до Куры речка прячется под землей, но когда-то тут был глубокий каньон, своего рода естественная стена для города. Первые домики Тбилиси были построены как раз на краю этого каньона примерно там, где сейчас храм Сорока Мучеников. Сейчас на месте каньона находится сквер Гейдара Алиева.

 

 Абанотубани
Серные бани


Дабаханка

Бани: Бахмаро, Самепо

и Ираклиевская

Дабаханка, Орбелиановская

баня и мечеть

Баня Мирзоева изнутри

 

Бани находятся ниже уровня грунта, по их каменным крышам можно свободно ходить, принюхиваясь к неприятному запаху сероводорода. Между бань на восток уходит улица Гришашвили — по ней можно попасть в район Ортачала. Бани — одно из самых интересных мест в городе, туда обязательно надо заглянуть. И лучше группой.

 

Тут же среди бань стоит основной Абанотубанский ресторан: «Горгасали». Он расположен в здании бывшей бани, у него симпатичные ориентальные интерьеры, а вечерами около ресторана устраиваются танцы.

 

В этом же квартале, несколько выше по склону, находится кирпичное здание тбилисской суннитской мечети (так наз. Джума-Мечеть или Пятничная Мечеть). Сейчас это единственная мечеть в Тбилиси, поэтому сюда ходят и сунниты и шииты. Первая мечеть на этом месте была построена в годы турецкой оккупации (1723-1735) как своего рода аванпост суннизма, поэтому около 1746 года персы с удовольствием ее разрушили. Уже в имперскую эпоху ее восстановили по проекту Скудиери, но и с той потом что-то случилось и мечеть построили в третий раз. Изящный верх у мечети - это что-то позднее. На фотографии 1880 года купол имеет шлемообразный вид без балконов.

 

Абанотубани

 

Ботаническая улица. На весь квартал Абанотубани есть всего несколько улиц. Из них самая симпатичная и интересная — Ботаническая улица, которая ведет от храма Себастийских мучеников ко входу в Ботанический сад. На этой улице, собственно, и находится суннитская мечеть. Интресна же она тем, что в прошлом вела к Ганджийским воротам - основному выезду на восток. Подробности про Ботаническую улицу >>>

Каньон

Речка Цавкисисцкали, хорошо заметная у Орбелиановской бани и памятника фазану, вытекает из узкого каньона, который прячется за Орбелиановской баней. Этот каньон иногда называют "ущельем Легвтахеви". Сейчас это очень приятное место для прогулок, с парой скамеечек, кафешкой и большим водопадом. Самостоятельные туристы часто пропускают его, не догадываясь заглянуть в этот дальний угол квартала. И зря. Летом здесь можно отлично отдохнуть от жары. Подробности про Тбилисский Каньон >>> 

Ботанический сад

Ботанический сад иногда приписывают к Старому городу, хотя это не совсем верно. Он всё же находится в стороне от города, и вход в него когда-то был и из квартала Сололаки тоже. Это сад сейчас мало кто посещает, но это красивое, тихое, безветренно место, занимающее огромную территорию. Отношение к нему - вопрос вкуса. если вы любите цветы и необычные деревья, то почему бы нет. Побробнее про Ботанический сад >>> 

Кулинария Старого города

Здесь много ресторанных точек. Ну очень много. Это две "Мачахелы" (На Майдане и на Площади Свободы, и еще одна мини-Мачахела на Леселидзе). Это "Мейдани" на Майдане. Это "Чашнагири" на Леселидзе. Тут же культовый "Рачинский духан", потом винтажный ресторан "Линвиль" на углу Леселидзе и Абесадзе, еще один винтажный ресторан "Пур-Пур" в сквере Гудиашвили.  "Пасанаури" и "Алани" между Майданом и банями. Ну и ещё многое. А кроме этого, есть отличная бюджетная столовая "Саоджахо Самзареуло"; она находится формально в другом квартале, но фактически расположена на Площади Свободы и из Старого Города до неё добраться легко.

отели и хостелы Старого Города

Основная статья: Отели Старого города

 

Старый город весьма интересен для проживания, но именно поэтому его отели пользуются повышенным спросом, что влияет на цены и занятость. (Если все занято, то ищите по соседим авлабарским отелям) Старайтесь выбирать отель с хоршими видами - таких довольно много. Внимательно отнеситесь к его местонахождению, ибо в Старом городе бывают весьма унылые кварталы. А лучше всего почитайте обзор отелей по ссылке выше.

 

 

Улицы Старого города (Тбилиси)
Абесадзе
Бараташвили
Бетлемская
БотаническаяВерцхлис
 Леселидзе
Туманяна СионскаяЧахрухадзе
Шардени
 Районы Тбилиси
 Старый город
 Авлабар
 Сололаки
 Мтацминда 
 Исани
 Вера
 Ваке
  Ортачала
 Чугурети Север
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.039831876754761 сек.