Голубая галерея
Голубая галерея, она же официально Национальная картинная галерея Грузии или просто Национальная галерея (ეროვნული გალერეა) — музей в Тбилиси, на проспекте Руставели, созданый сначала как Храм воинской славы, и превращённый впоследствии в картинную галерею. Сейчас знаменито как место, в котором выставлена самая главная колекция работ Пиросмани.
 
 Голубая Галерея
История здания
В XIX веке архитектура переживала постоянные шатания из крайности в крайность. Протест против классицизма породил неоготику и неовизантийский стиль, а потом ностальгия по классицизму и протест против неоготики породил стиль beaux-arts, известный ещё как стиль Бозар. Идеологически это стиль Второй французской империи (Наполеона III), но им сильно увлекались и в США. В этом стиле был построен Центральный вокзал Нью-Йорка, части Лувра, вокзал д'Орсе и дворец Palazzo delle Esposizioni (1883) в Риме. Когда в Тифлисе в 1885 году решили построить выставочное здание для музея воинской славы, то римский дворец выбрали за образец для подражания. Проект поручили грузинскому немцу Альберту Зальцману.
 
Как легко убедиться, Голубая галерея — это несколько уменьшенная копия Palazzo delle Esposizioni. На некоторых фотографиях их легко спутать.
 
Здание с самого начала имело пропагандистскую функцию. Большие плоские прямоугольники, хорошо видные на фасаде, были использованы для размещения металлических досок с описаниями событий Кавказской войны. Прямоугольники по обеим сторонам входа содержали два особых текста. На одном была привидена цитата из «Просительных пунктов», то есть, того документа, который грузинские послы подали императору Павлу осенью 1800 года. Мол, народ желает принять подданство Российской империи. На второй доске была приведена цитата из манифеста Александра I от 1801 года:  «...не для приращенія силъ, не для корысти и распространенія обширнейшей въ свете Имперіи нашей пріемлемъ мы бремя управленія Царствомъ Грузинскимъ...». Этот фрагмент часто цитируют в эпоху интернета, хотя это не самый интересный фрагмент манифеста. Удивительно, что традиция его цитирования зародилась ещё в 1885 году.
 
Здание достроили в 1888 году, потом долго собирали коллекцию для музея и только 11 февраля 1907 года музей был официально открыт. Пока он стоял закрытым, успела начаться и закончиться Первая русская революция, а по соседству успели снести старый храм Кашвети (1904) и начать строить новый храм Кашвети на его месте. И термин «слава русского оружия» за время строительства успел сильно изменить коннотацию. 
 
В музее выставлялись пушки, доспехи, турецкое и персидское оружие, а так же картины. Это были портреты генералов и большие баталные полотна. Авторами были, в частности, Иван Айвазовский и Франц Рубо. Например, на одном из торцов зала нахадилась картина «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» 1886 года.
 
Пленение Шамиля
 
Эта картина в 1930-е годы была передана в музей города Грозный, едва не погибла во время боёв 1994 года, в 2000 году была найдена, отреставрирована, и возвращена в Чечню. О её первоначальном виде можно судить по старым фотографиям типа той, что тут приведена чуть выше.
 
Кроме этой картины Рубо написал для музея ещё несколько, всего 17 или 19. Картина  «Штурм аула Ахульго», которая занимала противоположный торец зала, тоже пострадала и сейчас хранится в Махачкале.
 
Но здание служило не только выставочным залом. Когда в декабре 1915 года Юденич взял Эрзурум, то захваченные турецкие знамёна доставили в Тифлис и установили под аркий фасада на всеобщее обозрение.
История музея
Собственно коллекцию картин начал собирать художник Дмитрий Шеварднадзе. В 1920 году он создал «Галерею» как официальную коллекцию. С 1934 года коллекция выставлялась в здании бывшей Метехской тюрьмы. В 1937 году Шеварднадзе был расстрелян. Сейчас Галерея официально носит его имя.
 
Одновременно Илья Зданевич собирал работы Пиросмани и держал их у себя на квартире. В 1921 году Илья уехал во Францию, оставив коллекцию брату Кириллу. В 30-е годы тот понял, что держать коллекцию у  себя небезопасно и передал её в дар Галерее. Хотя и не всю. В 1949 году его репрессировали и сослали в Воркуту. Вероятно, именно в этот момент оставшиеся картины перешли в музей. В 1961 году Пиросмани был уже хорошо известен по всему миру и коллекция объехала все страны от Нью-Йорка до Токио. Афиши тех выставок сейчас находятся в музее Пиросмани в Мирзаани.
 
В последние несколько лет директором Галереи была Эка Кикнадзе, но её уволили в 2021 году. Это случилось вскоре после того, как 22 марта 2021 года министром культуры стала Тея Цулукиани, которая начала творить с культурой странное. Директора музеев протестовали, а она их увольняла. Что творит Цулукиани конкретно сейчас, мы не знаем, надо следить за событиями.
Современность
В наше время Голубая галерея — это выставочный зал, куда ходят посмотреть Пиросмани. Основной зал находится на втором этаже, к нему примыкает ещё один, где бывают временные выставки. Зал занимает высь этаж и делится на три секции, примерно как и фасад здания: Северная секция, Южная, и небольшая квадратная секция по центру. Стены южной секции окрашены в красный цвет, а стены северной в неопределенно светлый, так что удобно называть их «Красный зал» и «Белый зал».
 
В боковом зале изредка показывают такие раритеты, как картины Кирилла Зданевича. Вот например, эти две.
 

 
 По ним хорошо видно, как Зданевич от близкого к реализму стиля перешёл к авангарду. Здесь же бывают картины Шалвы Кикодзе (1894—1921), написанные в основном в Париже. Голубая галерея сейчас владеет самой крупной коллекцией картин Кикидзе.
 

 
 Так как картина сверху является автопортретом, то вот её фрагмент, если кому интересно:
 

 
Получается так, что боковой зал галереи наименее предсказуемый, там всё время что-то меняют. Но вот главный зал уже многие годы выглядит одинаково. И картины висят примерно на одних и те ж же местах, и стены всё того же цвета. Только иногда меняют скамейки. Вот он с юга на север:
 

 
В этом кадре виден Красный зал, центральная секция и вдали Белый зал. Фотография сделана в 2013 году, когда людей в Голубой галерее почти не было.
 
В Красном зале обычно выставлены работы Давида Какабадзе (1889—1952), создателя грузинской пейзажной живописи. Но есть и ранний Какабадзе, например вот такой, 1924 года:
 

 
В этом же зале висит портрет его матери в виде женщины с клубком, который попал на банкноту в 10 лари. Она выпускалась с 1995 по 2002 год, а потом была перевыпущена в 2019 году.
 
Весь белый зал это Пиросмани. Выглядит вот так:
 

 
Сюда попало всё самое знаменитое, в основном работы 1906, 1906, 1907 годов. Это то, что собрал Кирилл Зданевич, и что потом его брат передал государству. Все эти картинки есть в интернете в самом разном качестве и количестве, но выставка позволяет увидеть их с близкого расстояния, чтобы разобраться с техникой. Если у вас нет шанса попасть в галерею, вот вам фрагменты на изучение:

 

Пиросмани

 

По этим фрагментам видно, что Пиросмани не владел техникой живописи, не умел рисовать, например, руки, но умел изображать предмет через свет на предмете, как вот эти груши. Человек без художественного образования должен иметь очень сильно развитое художественное мышление, чтобы нарисовать груши таким образом. Это то, что отличает художника от случайного человека с кисточкой.
 
Белый зал стал одним из символов Грузии. Это хорошо видно по полурекламному фильму «Любовь с акцентом» 2011 года, где в новелле про Тбилиси Михалкова посещает эту галерею. Весь фильм по сути представляет собой набор визуальных символов, чем и показателен.
 
Голубая галерея
 
 
музеи Грузии
муз. Абашидзе муз. Аджарии
Батумский арх.Болнисский
Боржомскиймуз. В. ПшавелыВанский арх.
 Воронцовский ГорийскийГолубая галерея
Муз. Изобр. иск.
Муз. Искусств
Зестафонский
Кутаисский
КазбегскийКаспский
ЛанчхутскийМартвильскиймуз. Маяковскогомуз. ПиросманиСигнахский
муз. СталинаМузей СванетииТипографияТелавскиймуз. Ист. ТбилисиХашурский
Хонский
ЦеретелиЦхалтубскиймуз. ЧавчавадзеЧиатурскиймуз. Шёлкамуз. ШаликашвилиЭтнографии
Грузинский национальный музей имени Джанашиа (+ муз. оккупации)
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.042558193206787 сек.