На главную История Грузии XVII век Кетеван Великомученица
Кетеван Великомученица
Кетеван Великомученица (ქეთევან წამებული) — кахетинская царица, которая одно время самостоятельно правила Кахетинским царством, мать Теймураза II, которую в 1614 году захватил шах Аббас, и которая в 1624 году была замучена в Ширазе. Гибель Кетеван в своё время имела резонанс по всей Европе и была описана в большом количестве исторической литературы. В Грузии встречаются храмы в её честь, а так же существует проспект её имени в Тбилиси.
 

 Житийная икона Кетеван в Троицком соборе в Тбилиси
Происхождение
В 1515 году брат царя Давида Х по имени Баграт построил Ксанскую крепость и основал род князей Багратион-Мухранских. У него было два сына: Вахтанг и Ашотан. После смерти отца в 1539 году оба стали соправителями и князьями Мухранскими. Именно дочерью Ашотана и была Кетеван. Она родилась в 1575 году и вероятно росла в Ксанской крепости ввиду отсутствия в то время иных резиденций у мухранских князей.
 
Ксанская крепость
1575 год — часто упоминаемая дата, но она не сходится с годами жизни её отца, который умер в 1561 году. Так что вероятнее иногда упоминаемый 1560 год.
 
Так прошли первые 14 (30?) лет её жизни. За это время умер её отец; его убили пховцы (пшавы и тушинцы) во время набега на Мухранское княжество. В 1578 году случилось нашествие Лала-паши на Заквказья. Турецкие армии несколько раз проходили мимо Ксанской крепости, а в 1582 году царь Свимон разбил Хедима Мехмед-пашу в сражении у Мухрани — это сражение можно было наблюдать прямо со стен ксанской крепости. Одновременно на Картли совершали набеги кахетинцы: в 1580 году кахетинский царь Александр  разбил армию царя Свимона.
Брак
Князь Ашотан был сторонником царя Свимона и вероятно именно он задумал прекратить картлийско-кахетинский конфликт. В 1589 году он выдал Кетеван замуж за Давида, сына царя Александра Кахетинского, и дипломатическими усилиями помирил царей. Если она родилась в 1560, то в год свадьбы ей было 29 лет. Подозрительно много, но для династического брака преемлемо.
 
Кетеван пришлось совершить путешествие из Ксани в Алазанскую долину и далее в город Греми. Вероятно она ехала по маршруту современной телавской трассы через Гомборский хребет и мимо монастырей Старая Шуамта и Новая Шуамта. Венчать их могли в Греми, хотя возможны так же варианты в Алаверди и в Бодбе. Вероятно, это случилось весной, потому что в том же году у Кетеван родился сын Теймураз, будущий знаменитый царь.
 
Замок Греми
Кахетия в те годы была островком мира и спокойствия среди океана хаоса: турки захватили всё Закавказье и весь Северный Иран, а Кахетию обошли стороной, и там всё было так хорошо, что не осталось места для охоты: вся территория была плотно заселена и засеяна. Но в семейной жизни кахетинских царей не всё было гладко.
 
Царём был Александр II, который в своё время отобрал страну у своего младшего брата, который сбежал в Дагестан. У самого Александра было много детей. На момент прибытия Кетеван их было двое, Давид и Гиоргий, и ещё один младший, Константин, который был отправлен в Иран заложником. Это была своего рода семейная драма и царь даже обращался к русским послам, чтобы они попросили шаха отпустить Константина. Никто не знал, что Константин перешёл в ислам и жизнь в Иране его полностью устраивала.
 
Давид, муж Кетеван, был человек сложный, и кахетинцы его не любили. В октябре 1601 года он решился на сомнительный поступок: сверг собственного отца Александра, отправил его в монастырь, и сам короновался царём. Не вся семья одобрила такой приход к власти: брат Гиоргий в том же году устроил заговор. Ничего не вышло, но Давид обошёлся с ним гуманно. Однако в 1602 году Гиоргий затеял новый заговор, снова всё провалил с сбежал в Картли. Мы не знаем, какая роль в этих событиях была отведена Кетеван. Возможно, что никакая.
Во главе страны
21 октября 1602 года Давид внезапно умер, и Александр снова стал царём. В следствие этого события Теймураза (сына Кетеван) отправили Иран. Или она боялась, что Александр отомстит ему за подвиги отца, или царь сам сослал его от себя подальше.
 
В 1603 году шах Аббас совершил поход на Ереван, приказал Александру присоединиться, и уже после этого акта лояльности отправил назад. Но выяснилось, что пока Александр был под Ереваном, его сын Гиоргий начал переговоры с российскими послами. Эти переговоры начинал ещё Давид, и как-то они с Кетеван даже давали клятву дружбы с Российским царством.
 
Вероятно, это не понравилось шаху. Он вызвал из Ирана Константина (младшего сына Александра) и отправил его в Кахетию, где 12 марта 1605 года на встрече в городе Зегами тот убил и своего отца Александра и своего брата Гиоргия и объявил себя царём.
 
С одной стороны, устранение не очень лояльных родственников было Кетеван выгодно, с другой же, сами методы Константина невызывали симпатии. Он объявил Кетеван, что согласно исламским нормам он обязан жениться на ней, как на вдове брата. Кетеван отказалась.
 
К Кетеван в Кахетии относились хорошо, а к Константину не очень. Кахетинцы задумали бунт, который Кетеван возглавила. В том же самом 1605 году Константин был убит вовставшими кахетинцами. Кетеван оказалась фактическим правителем страны. Она попросила шаха вернуть ей сына, и тот согласился, вероятно, считая Теймураза человеком лояльным и проиранским. В 1606 году Теймураз I стал царём в 16 лет при фактическом регентстве Кетеван.
 
Политическая ситуация в те годы была сложная. Огромная территория Ирана находилась под властью тюркских кланов (племенного союза кизилбашей), сами кланы были под властью своих вождей, а шах должен был держать этих вождей в повиновении и для этих целей сформировал иранскую грузинскую аристократию. В итоге человек грузинского этнического происхождения мог сделать в Иране быструю карьеру и стать хоть министром, хоть генералом. Но для этого надо было перейти в ислам. Грузия была нужна Ирану как место вербовки министров и генералов, но её христианская идеология не вписывалась в иранскую систему. Если бы Восточная Грузия перешла в ислам, то грузинская аристократия прибрала бы к рукам весь Иран, и такой сценарий многим нравился — иранским грузинам в первую очередь. Но в самой Грузии он устраивал не всех. В итоге конфликт с Ираном был в некоторой своей части конфликтом грузин-христиан с грузинами-мусульманами.
 
В 1612 году по распоряжению шаха Теймураз женился на Хорошани, сестре Картлийского царя Луарсаба. Свадьбу играли в Греми. В том же году царь Луарсаб попытался ликвидировать князя Гиоргия Саакадзе, который сбежал в Иран к своим родственникам и предложил шаху наказать Луарсаба. Шах стал готовить поход на Картли. Кахетия тут вроде бы была не при чём, но и её каким-то образом затянуло в эту войну. Мотивы шаха известны плохо, и по этой же причине трудно понять логику действий Кетеван.
 
Осенью 1613 года шах Аббас пришёл в Гянджу. Он объявил, что идёт войной на турков и потребовал от Теймураза заложников (сына) для гарантии его лояльности. Всем было понятно, что надвигается буря. Теймураз колебался. Кетеван так же предлагала отказать. Но кахетинцы решили, что лучше пожертвовать одним человеком, чем всей страной, и Теймураз уступил. В марте 1614 года Кетеван с Александром (младшим сыном Теймураза) прибыла в Гянджу. Шах потребовал прислать и сташего сына Левана. Когда Леван прибыл, шах потребовал явиться самому Теймуразу. Тот, вероятно, уже знал, что шах идёт на Картли чтобы отомстить царю Луарсабу и замышляет династические перестановки в Грузии. Он предложил Луарсабу совместно сражаться с шахом: «Так как хочет шах разорить Грузию и знай, что с ним находится враг твой, моурави, который ведет шаха и против тебя».
 
Выглядит так, что сначала Теймураз отправил мать к шаху, а потом взбунтовался, но на самом деле нам плохо известна последовательность событий.
Нашествие Аббаса
Аббас арестовал Кетеван и отправил её в Шираз. Затем вторгся в Кахетию. Фактически это было первое персидское нашествие на Кахетию после V века. С намерениями Аббаса не всё понятно, поэтому и не всё понятно с арестом Кетеван. По версии Анны Антоновской (в романе «Великий Моурави»), Гиоргий Саакадзе вёл персов, чтобы ликвидировать в Кахетии феодализм, уничтожить царей и князей и принести народу счастье. С этой точки зрения арест Кетеван логичен, но сама точка зрения сомнительна. Мы знаем, что кахетинцы всерьёз не сопротивлялись, поэтому Теймураз был вынужден бежать в Имеретию.
В плену
 
Кетеван оказалась в заточении в крепости Шираз в провинции Фарс, губернатором которой до 1613 года был Алаверди-хан Ундиладзе, а с 1615 года его сын Имам-Кули-хан Ундиладзе. Грузинские историки пока не сумели установить, какую роль во всей этой истории играл клан Ундиладзе. Но почему-то охрану Кетеван поручили именно им.
 
Арест кахетинской царицы сразу же получил общественный резонанс. Теймураз сообщил об этом в Россию, и в 1621 году российским послам было велено поговорить с шахом, чтобы он  «на Иверскую землю не наступал и не воевал и Теймураза мать, царицу его, ему отдал». Кроме того, в Европе складывалась каолиция против Турции, к которой думали привлечь Иран. Португальские миссионеры открыли несколько миссий в Иране и в Ширазе в частности. Они общались с Кетеван и вели с ней разговоры на геополитические темы. Например, доминиканец Амброзиу душ Анжуш оставил довольно подробное описание условий её жизни.
 
В Ширазе Кетеван сразу оказалась неудобным лицом. В Иране к тому времени была большая грузинская община. Многие женщины оставались христианками. Их всячески склоняли в ислам, но они отказывались, привода чисто грузинский аргумент: если наша царица христианка то и мы не можем быть мусульманами. А грузинская община Ирана была большой, сильной, и постепенно прибирала к рукам власть в стране. Аббасу было удобно управлять страной руками грузинской элиты, но эта элита обязана была быть мусульманской. Христиане при дворе шаха сильно компрометировали его в глазах иранской общественности. Исламизация Кетеван стала вопросом политическим.
 
Аббас пытался подкупить Кетеван. Вроде бы даже предлагал ей стать царицей Ирана — и это вполне возможно. Но Кетеван не соглашалась, и тогда он приказал прмиенить пытки. Это тоже не помогло и Кетеван умерла от пыток 12 или 22 сентября 1624 года. Её тело закопали где-то в поле. 4 января 1625 года Душ Анжуш тайно раздобыли мощи царицы, вывезли в свой монастырь в Ширазе и там спрятали. Оттуда их переправили в монастырь в Исфахане.
Последствия
В последующие годы, до 1631 года, португальцы тайно перевозили мощи царицы в индийский Гоа, в монастырь Святого Августина, где они хранились в соборе Носа-Сеньора-да-Граса (построен как раз в 1602 году). У августинцев даже были мысли причислить Кетеван к лику святых, и они отправили официальный запрос в Рим, но в те годы шло ужесточение правил канонизации, и августинцы получили отказ. Главной причиной было то, что Кетеван всё же не переходила в католицизм. Душ Анжуш до самой своей смерти в 1642 году боролся за канонизацию, но безуспешно. И всё же неформальное почитание Кетеван как-то само собой сложилось у индийских августинцев. Именно они изготовили изразцовое панно со сценой смерти царицы, которое впоследствии стало довольно знаменитым.
 
В Грузии Кетеван была канонизирована лет через 10 после смерти, при патриархе Захарии. Её днём назначили сначала 1 марта, потом 13 сентяюря. В 1628 году Душ Анжуш лично привёл в Грузию часть мощей царицы и подарил их царю Теймуразу. За это августинцам разрешили открыть миссию в Гори. Где-то после 1664 года царь Арчил II построил первую церковь во имя Великомученицы Кетеван: её до сих пор можно сидеть в Телави, на территории царского дворца рядом с собственно дворцом. Обычно на неё никто не обрашает внимания.
 
Храмов имени Кетеван построили немного. Один такой находится в селе Мухрани внутри Мухранской крепости.
 
История Кетеван имела и необычные литературные последствия. Появилось несколько поэм с наванием «Мученичество царицы Кетеван». Одну написал царь Теймураз I в 1628 году, вторую Дмитрий Багратиони в начале XIX века. В 1883 году Алесандр Казбеги написал об этом пьесу. В 1647 года немец Андреас Грифиус написал трагедию «Катерина Грузинская, или Стойкое сопротивление».
 
В итоге Кетеван стала, наверное, первым представителем Грузии, жизнь и смерть которого вызвала общеевропейский интерес, и этот интерес держался как минимум лет сто — пьесы о Кетеван появлялись в Европе ещё в XVIII веке. 

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2019
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.026607990264893 сек.