Дзамское ущелье

Дзамское ущелье — одно из самых крупных и интересных ущелий в Триалетских горах. Находится в Карельском районе области Шида-Картли. Отличается высокой плотностью интересных мест и пониженной посещаемостью народом (хотя не особенно яркое с пейзажной точки зрения). Если считать посёлок Кинцвиси его началом, то до конца ущелья, до последнего селения Ткемловани будет 20 километров, а от Ткемловани до перевалов — около шести. Если прейти за перевалы, там будет Гуджаретская долина и дальше Бакуриани.

 

Дзамское ущелье

Вид на Дзамское ущелье от монастыря Мзоврети

История

Сейчас ущелье — глухой угод карельского района, но в средние века и в античный период тут все было гораздо живее. Здесь проходил путь из Южной Грузии во Внутреннюю, причём довольно оживлённый, и с проходящих брали пошлины ещё в XVII веке. Здесь находился город Мдзоврети, на месте которого сейчас село Ортубани. Но тут и в античности кипела жизнь. В Дзамском ущелье найдены могильники, чем-то напомнающие мцхетский Самтаврский.

 

...такую же картину раскрывает позднеантичный могильник в Згудери, который был обнаружен в 1964 году на левом берегу р. Дзама. Заслуживает внимания, что в ущелье р. Дзама были найдены богатые грунтовые погребения. В этом отношении в Згудери, как будто, сохраняют раннеантичный обряд или же поступают так, как в I—III вв. н. э. в Западной Грузии (Бори, Клдеети, Хаиши Уреки, Квашхиети и др.). Так же как в Мцхета, и в Згудери выделяется очаг богатых погребений. В одном из згудерских погребений были обнаружены золотые кольца, браслеты, серьги, ожерелье, украшенное камеей, золотые и серебряные монеты, серебряные, бронзовые и стеклянные сосуды, бронзовые ритуальные кадила и другие культовые предметы. Примечательно, что на серебряных сосудах Згудери имеются также арамейские надписи. Богатые погребения Згудери также следует отнести ко II—III веку н. э. и их надо считать погребениями знати Дзамского ущелья, быть может, предводителей данной провинции. Как видно, предводители этой провинции в позднеантичное время жили с соответствующей роскошью и старались во всем приравниваться к представителям других провинций, равным им по рангу.

 

Ранняя история ущелья известна очень приблизительно. Где-то в раннефеоальную эпоху здесь появилась Дзамская крепость, которая долго оставалась единственной крепостью в ущелье. В XIV веке она принадлежала князья Торели. В XV веке ущелье было передано князьям Цицишвили. Они потом владели всем правобережьем Куры и их владения назывались Сацициано. Дзамское ущелье было их собственностью в узком смысле слова. 

 

Цицишвили построили крепость Самцериси и некоторое время жили там. Примерно в самом начале XVII века они переместились выше по ущелью, к городу Мдзоврети, и построили там замок Мдзоврети, остатки которого видны там ещё сегодня. Так в одном участке ущелья оказались город Мдзоврети, замок Мдзоврети, и Дзамская крепость. Сейчас эти три сущности часто путают.

 

...

Ущелье шаг за шагом

Началом ущелья можно назвать сёла Кехиджвари или Кинцвиси. В Кехиджвари начинается дорога, которая идёт вверх по ущелью. В черте Кинцвиси находится маркированный поворот на монастырь Кинцвиси, а сразу за посёлком начинается село Згудери, которое в древности было каким-то важным поселением. В Згудери от основного ущелья ответвляется на юг ущелье реки Гванана. В Згудери высота уже 800 метров от уровня моря. В селе живёт человек 200, из них каждый третий осетин.

 

Далее по трассе сёла Сакаантубани, Цителсопели, Ортубани и Элбакиани. Ортубани - это бывший город Мдзоврети, около которого на остатках замка Цицишвили создан женский монастырь Ортубани:


Замок Цицишвили (монастырь)

 

Так же в Ортубани есть поворот к монастырю Мдзоврети. Это чуть более километра крутой гравийки. Село Элбакиани, некогда осетинское, сейчас почти заброшено. Тут живет около 60 человек из них 20 осетин.

 

По состоянию на 2019 год до Элбакиани проложен асфальт, но дальше за селом работы по улучшению дороги пока в процессе.

 

Через километр безлюдья после Элбакиани начинается село Гвердзнети. До сих пор дорога шла на юго-запад, но тут ущелье делает развилку. Строго на юг уходит ущелье реки Ткемлованисцкали, а строго на запад — ущелье Дзамы. Эта верхняя часть Дзамского ущелья совершенно глухая, почти бездорожная, и километров через 10—12 ущелье заканчивается тупиком — там Дзама берет начало со склонов горы Диди-Карта. Ткемлованское же ущелье населено получше, дороги тут поприличнее, и тут много всего интересного. Развилка ущелий украшена руиной башни на скале.

 

Гвердзнети — это 880 метров высоты. Живет тут всего 60 человек.

 

Едем на юг. Почти сразу начинается село Циплована с монастырем Шатберди и поворотом на монастырь Бермуха. В Шатберди есть пара новостроенных храмов, а в Бермухе лишь крохотная церковь.

 

За Циплованой населёнка заканчивается. Через 2700 метров влево начинается тропа на монастырь Бана, а ещё через 400 метров слева вверху есть ещё два монастыря: Кодмани и Цкаростави.

 

Местность выглядит как-то вот так:

Дзамское ущелье

 

Дальше у дороги монастырь Орхеви с большой кирпичной новодельной базиликой, а метров через 200 в 2019 году строится большой мост через реку Батетисцкали.  Вправо уходит тропа на монастырь Кватетри, влево за мостом — тропа на озеро Батети, и там же слева строится Архангельский монастырь.

 

Озеро Батети

Проезжаем 2400 метрво и попадаем к важной развилке. Тут сходятся три ущелья и три реки. Река Ткемловани и её ущелье уходит направо (на юго-запад), река Абухалосхеле и её ущелье уходит на юг (там монастырь Абухало), а река Мухилети и её ущелье уходит на восток (там монастырь Мухилети).

 

Основное направление — Ткемлованское. Через 500 метров попадаем в село Ткемловани. Это 1030 метров высоты, тут живёт всего человек 10, но в черте села строится монастырь Бертубани. Ещё метров 500 — и последняя развилка. Вправо колея уходит вверх на альпийские луга и гору Шуано, а влево через километр будет монастырь Козифа, который обычно является финальной точкой путешествия. Отсюда всего 6 — 7 километров по прямой до села Цинубани в Гуджаретском ущелье. туда можно попасть в формате пешего треккинга.

Дзамские монастыри

Нельзя сказать, что ущелье как-то особо прекрасно с пейзажной точки зрения. Тут нет таких эффектных скал, как в Атенском ущелье. Нет и красивых крепостей. Знаменито это ущелье в основном современными монастырями.

 

Это в первую очередь монастырь Кинцвиси (X — XII века). Обычно классические туры дальше Кинцвиси не идут. Самый же древний монастырь — это Козифа в дальнем конце ущелья.Всего монастырей к 2019 году около 60-ти, плюс множество скитов. По этой причине ущелье иногда называют "Монастырское ущелье", а иногда даже "Священное Дзамское ущелье". Для наглядности вот стенд с упомнанием основных монастырей ущелья:

 

 

dzama2.jpg

 

Надпись на стенде: Дзамис цминда хеобис монастереби — Дзамского святого ущелья монастыри. Далее цитата из православной энциклопедии:

 

"На рубеже XX и XXI вв. при древних престолах или вновь выстроенных церквах в Дзамском ущелье было основано еще 8 монастырей. В монастыре Мухилети, учрежденном во имя свт. Зенона Икалтойского (с. Мухилети) в 1999 г., 2 церкви: главная, Пресв. Богородицы (1999-2002), и свт. Зенона Икалтойского (2001-2002). Настоятель - иером. Зенон (Санадзе), подвизаются 2 монаха и 3 послушника. 1 мая 2002 г. митр. Иовом было освящено сразу 3 монастыря. Монастырь Кватетри во имя Всех грузинских святых, с одноименной церковью (2001) базиличного типа. Настоятель - игум. Григорий (Тоидзе), 5 послушников. Монастырь Дзама во имя прп. Саввы Освященного, с одноименной церковью (2002-2004). Настоятель - иеромонах Гавриил (Гачечиладзе), подвизаются монах и послушники. Монастырь Тбети во имя арх. Гавриила, с одноименной церковью (29 апр. 2003). Настоятель - игум. Шио (Хардзеишвили), 2 монаха и послушники. В том же году был освящен мон-рь Бертубани во имя св. Марии Египетской. Настоятель - игум. Савва (Жгенти), подвизаются 2 послушника. 8 мая 2003 г. митр. Иов освятил монастырь Кодмани с церковью во имя св. Макария Александрийского (2003-2004). Настоятель - иером. Марк (Микабадзе), 2 послушника. Монастырь Бана освящен во имя прп. Григория Хандзтийского, с одноименной церковью (2003-2004). Настоятель - иером. Иов (Гегешидзе), подвизаются иеромонах, монах и 2 послушника. В скиту св. Иоанна Крестителя (нач. XXI в.) подвизаются иеромонах и 2 монаха".
 

Все эти монастыри относятся к Руисско-Урбнисской епархии грузинской церкви.

 

Не считая женского монастыря в Ортубани, все эти монастыри прячутся в боковых ущельях, в 2—3 километрах от реки Дзама, так что добираться туда несколько утомительно. Они группируются в основном в дальнем конце ущелья, за селом Элбакиани.

Этническая история

 

До 1991 год это ущелье, как и соседнее Гуджаретское, населяли в основном осетины. Они переселились сюда в 60-е годы XIX века из Южной Осетии. Всю эту осетинскую часть Шида-Картли иногда называли "Триалетская Осетия". В 1921 году даже были мысли прирезать её к Южной Осетии. Во время энических конфликтов 1990 1991 года осетины частично уехали в Северную Осетию, частично остались. Позже сюда переселились аджарцы и сваны. Я встречал в интернете вот такую инфу:
Там осетины жили и в 90-е годы, во время беспорядков большинство переехали в Северную Осетию, но эти дома — их частная собственность. Некоторые купили у них дома, некоторые заселились самовольно. Ситуация такова, что если вернется оттуда человек, это его собственность, и он имеет право выселить, и об этом все знают. Если сейчас они приедут, не проблема. Сейчас дорога закрыта — и воздерживаются, за последнее время многие, кстати, на лето приезжают и уезжают.
И другая цитата, от лица аджарцев села Гвердзинети:
Мы из Аджарии. Самовольно переселились, правительство в этом не содействовало. После стихии решили сюда приехать, договорились с осетинами и закупили у них дома . Нас 40 семей аджарцев и 6 семей осетин. Мы с ними хорошо живем, дружно. А если другие осетины вернутся, их дома стоят, и туда же они вселятся.
С этноисторической точки зрения любопытна судьба клана Элбакидзе из села Элбакиани. По одним данным, это единственный пример грузин, ассимилированных осетинами. По другим данным, этот клан когда-то жил в Раче, потом переселился в Осетию и осетизировался, а уже потом переехал в Дзамское ущелье.
 
Вот здесь можно прочитать отчёт велотуристов о прохождении ущелья в 2010 году. Это, возможно первое, пусть и краткое, описание ущелья в интернете.

 ущелья и долины Грузии
 Атенское
 Мухранская долинаПанкиси
Трусовское ущелье
 ущелье ХадаДзамское ущелье
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.038794994354248 сек.