Транскам
Транскавказская автомагистраль (Транскам) – это автомобильная трасса, которая ведет из Алагира в Цхинвали, проходя сквозь Кавказский хребет через Рокский туннель. После перекрытия Военно-Осетинской и Военно-Сухумской дорог эта трасса и Военно-Грузинская дорога стали двумя единственными путями, соединяющими Северный Кавказ с Южным. Транскам -  одна из последних советских строек века, это трасса, которая изменила историю Грузии и Северного Кавказа. Трассу прославила война 2008 года, когда по Транскаму в Осетию перебрасывали 58-ю армию. Сейчас это единственный путь снабжения Южной Осетии российскими товарами и российскими путешественниками.
 
 
 
Транскам – это дорога из России на Цхинвали. Если человек хочет пару дней посмотреть Осетию, то он совершает путешествие по Транскаму до осетинской столицы и обратно. За это время можно увидеть расположенные вдоль Транскама достопримечательности: североосетинские ущелья, село Нар, Рокский туннель, разрушенные башни в Земо-Роки, ванельский минеральный источник,  Гуфтинский мост, крепость Кехви, Тирский монастырь и «Мертвую милю».
 
Это легкая для автомобилиста трасса. Здесь везде асфальт, здесь нет очень сложных серпантинов (лишь один пологий в Роки), нет крутых подъемов. Трасса очень красива, особенно на североосетинской стороне. В чем-то трасса даже симпатичнее военно-грузинской дороги с ее мрачным Дарьяльским ущельем и сложным Крестовым перевалом.
 
Сейчас Транскам считается начинающимся от Алагира, о чем сообщает монумент на северной развязке этого города. Однако исторически дорога от Алагира до Нижнего Зармага – это Военно-Осетинская дорога. Собственно Транскам ответвился в Нижнем Зармаге.
Алагирский указатель 
Как это выглядит
Путешествие на юг по Транскаму выглядит следующим образом. Вы покидаете Алагир и едете по широкой долине Ардона до села Тамиск. Здесь долина сужается и превращается в красивое, тесное, зеленое ущелье. Справа будет знаменитый сернистый источник, возле которого машины часто останавливаются. Еще 8 километров – и слева появляется красивое с виду озеро. Это отстойник цинкового комбината. Говорят, что купаться в этой воде нельзя и что отстойник испортил экологию места – после его появления исчезли знаменитые на всю Осетию груши в селе Унал. Село находится как раз за отстойником, там влево уходит тропа на Фиагдон. Трасса идёт далее, через Мизурк селу Нузал. Это одно из самых знаменитых селений на Транскаме. Тут сразу у трассы, справа, находится Нузальская часовня, которая иногда считается памятником грузинской архитектуры. 
 
Ещё 3 километра - и трасса приводит в село Бурон. Вправо уходит дорога в Цейское ущелье. 
 
2 - 3 километра за Бурон - и начинается кассарское ущелье. Когда-то здесь проходила граница Грузии, и где-то в узком месте стояла крепость, которая перекрывала дорогу. Она называлась Касрис-Кари (Касрийские ворота), откуда и современное название Кассара. Территория от этих ворот до Рокского туннеля - это древняя Двалетия. Проехав примерно 6 километров через это ущелье, вы приезжаете к Зарамагу и Зарамагскому водохранилищу.
 
Дорога к Зарамагу идёт с набором высоты. Подъем очень пологий, без сложных серпантинов. В Зарамаге вправо уйдет дорога на Мамисонский перевал, в прямо по трассе появится красивоеи холодное село Нар, родина поэта Косты Хетаурова. В селе видны развалины башен и дом Хетагурова (построен уже после его смерти).
Сразу на Наром – погранпереход «Нижний Зарамаг-Рук». От пограничного шлагбаума надо проехать еще весьма прилично до начала Рокского туннеля. Сейчас (2013) основной туннель на ремонте и транспорт ходит по боковому: час в одну сторону, час в другую.
 
После туннеля и таможни вы попадаете в три села: Верхний, Средний и Нижний Рук. Это единственные явно высокогорные села на южной стороне Транскама, здесь еще можно видеть остатки осетинских башен. Вокруг – красивые горы и ледники. Отсюда Транскам уходит вниз и долго идет берегом реки до села Ванели (Ванел или Уанел), перед которым будет минеральный источник, а сразу перед  Ванелом – правоохранительный пост. Далее вниз Транскам все такой же лесистый и однообразный до самой Джавы. Джава – это уже не горы, это фактически предгорья. За Джавой трасса пересекает реку Паца по знаменитому Гуфтинскому мосту, проходит через Гуфту и Итрапис и далее выходит на равнину нижней Лиахвы, где 8 километров идет через руины «Мертвой мили» и упирается в Цхинвали. Стеллу перед городом можно считать концом трассы. Вы прошли Транскам - это повод зайти в кафе «Подмосковье» и потратить 40 рублей на стакан вина.
Исторические значение
 
Транскам построен в 1989 году, в последние часы существования Советской Власти. До его создания Северная Осетия связывалась с Южной лишь посредством горных троп. Как говорят осетины, «только кровники бежали с Юга на Север и с Севера на Юг». Кавалерия Красной Армии все же перешла хребет в 1921 году, чтобы атаковать с тыла Крестовый перевал, так что конь все же мог одолеть эти тропы. А вот пути для автомобилей и танков не было. Это означало то, что Осетия тогда действительно была частью Грузии и независимость была практически невозможна.
 
Постройка Транскама и Рокского туннеля изменила всё. Для начала, как говорят северные осетины, начали портиться осетины южные. Не знаю, какая тут связь, но по словам местных, именно после появления Рокского туннеля в Южной Осетии появилась преступность, о которой ранее почти не слышали.
 
Транскам стал новым путём в Закавказье, более простым, чем Военно-грузинская дорога. Грузовой транспорт сразу пошёл именно по ней, оставив ВГД для туристических автобусов. В итоге на ВГД даже асфальт ремонтировать перестали.
 
Кроме того, дорога связала две Осетии, а Южную Осетию – с Российской федерацией. Это позволило России вводить и выводить войска в регион. В 1990 начался грузинско-осетинский конфликт и Транскам стал единственным путем для югоосетин во внешний мир.
 
В дни войны 2008 года всё происходило именно на Транскаме. Вдоль трассы 58-я армия проводила учения, затем на Транскаме стояли «батальонные группы» генерала Хрулёва и ждали начала войны, затем они бросились по Транскаму на юг, с боем захватили Гуфтинский мост (чем начали российско-грузинскую войну) и вышли к Цхинвали. Поле войны были выгнаны жители грузинских сёл вдоль Транскама, и образовалась «Мертвая миля». Вплоть до настоящего 2016 года Транскам сохраняет свое стратегическое значение и вдоль него укрепляется российская армия: строится база около Джавы и только что оставлены траншеи над селом Керемети (ещё даже бумажный мусор не сгнил). 

 

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2019
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.020307064056396 сек.