На главную Самегрело Местийская трасса
Местийская трасса
Местийская трасса (შ7) — так автор для удобства назвал дорогу Зугдиди—Местия. Формально это трасса Зугдиди-Лентехи, но участок Местия—Лентехи совсем особенный и требует отдельного описания. Итак, это дорога из Зугдиди в Местия, по которой идет основной поток гостей в Верхнюю Сванетию. Имеет протяженность 140 километров, строго по середине – село Хаиши. Дорога впервые построена в 1934 году, в 2011 проведена реконструкция и все существенно улучшено. Сейчас имеется хороший асфальт до Хаиши и бетонка до Местии, и далее через перевал почти до Ушгули.
 
Местийская трасса
История
Современная Местийская трасса появилась в 1934 или 1935 году, но и до неё тоже что-то было. Основная дорога из Верхней Сванетии на равнины шла через Латпарский перевал и Лентехи, а вдоль Ингури шла очень трудная тропа, которой пользовались лишь из спортивного интереса. Первым человеком, который рассказал о ней что-то миру, был грузинский историк Бакрадзе, котоырй проехал по ней в 1860 году.
 
«Сванеты, прокладывающие себе тропы по самым недоступным местам, не имеют здесь дороги, — писал Бакрадзе, — Путь сообщения их с Джварами пролегает по высотам влево от Ингура. Трудности этой дороги не легко себе представить: она, то подымается на 9 тысяч футов и более над уровнен моря, то спускается в боковые теснины, возвышающиеся над морем на 3000 футов. Она обозначается только в лесных местах и совершенно теряется в местах скалистых. Нужен верный глаз и особенный навык, чтобы не запутаться в этом лабиринте гор. ... Отважный путник рискует здесь своею жизнью на каждом шагу: при следовании но карнизам скал над бездной, при спуске с крутых скатов, при переправах чрез клокочущие потоки. В местах обрывистых он спускается иногда на несколько сажень при помощи железных крючьев, держась за верёвки».
 
В 1858 году этим путём как-то прошёл отряд русской армии, который начал улучшать дорогу.
 
«Сначала она следует по правому берегу Ингура, — писал Бакрадзе про новую дорогу, — потом идёт левым и наконец, при входе в Сванетию, опять по правому берегу. Путь пролегает по возможности вдоль самых берегов, то спускаясь почти на уровень реки, то взбегая крутыми поворотами на высоту 100 и 150 сажень. Не легко себе представить те трудности, с которыми приходилось бороться здесь нашим солдатам. Они должны были взбираться почти по обрывам, спускаться в кручи, взрывать твердые массы гранитных скал, работать часто по колено в воде, иногда в самую ненастную погоду, под проливным дождём. Труды их увенчались успехом. Надо признаться, что работы ведены очень искусно».
 
В 1860 году дорога ещё строилась. Бакрадзе был уверен, что за два года она будет сделана. Но что-то пошло не так. Ещё 15 лет спустя эта дорога почти отсутствовала.
 
Так, в 1875 году исследователь И. Стоянов проехал по ней из Местии до Зугдиди. «О Джварской дороге мне каждый день турчали (?) в уши всякого рода страхи, — писал он, — То мосты обрушились от дождя, то во многих местах упали земляные и каменные завалы и засыпали тропу так, что и на катере не проберешься. Не смотря на все, я решился ехать по этой дороге...».
 
Участок от села Лахамула до реки Накра описан так: «Мы пробирались густою чащею леса, по тропе Ципра; утренняя свежесть приятно действовала на нервы и подкрепляла нас для будущих тяжелых переходов. — Хребет Бах или Бакхылд подходит к самому Ингуру и падает вниз обрывистыми отвесными свалами, покрытыми наверху редкими рядами дерев. Девять раз должны были мы взбираться на скалы и потом спускаться вниз, пока не прошли этого опасного места. Тропа, пробитая в скале, иногда фута в два ширины, так что только цепкий катер может по ней пробраться. Подъемы так круты, что, кажется, будто того и смотри перевернешься вместе с катером назад. Подымаешься как бы по каменным полуразрушенным ступеням, между которыми расстояние иногда фута в три, в четыре. Спуск еще хуже. С одной стороны тропы голая скала, за которую и зацепиться нельзя; с другой — страшный обрыв до самого кипящего внизу Ингура. Здесь нужно рассчитывать каждый шаг — иначе и костей потом не соберут. ... В некоторых самых опасных местах я слазил с катера: внимание и осторожность на каждом шагу так замучили меня, что у меня застывали ноги. Я взбирался по камням имея опорою сванетскую палку, а все-таки скользил по катящемуся из-под ног сланцу, и несколько раз чуть не сорвался вниз».
 
Участок от Хаиши до Джвари в том году был уже отчасти населён мегрелами и проходился гораздо легче. Описание Стоянова стало первым подробным описанием Местийской дороги. Наверняка она была таковой веками и тысячелетиями. Только в 1920-е годы начались работы по её улучшению, проложили улучшенную тропу для конного транспорта, а в 1929 году началось строительство автомобильной дороги. Эта стройка мелькнула в фильме Калатозишвили «Соль Сванетии» 1929 года. 
 
Таким образом, Местийская трасса исторически задний, чёрный ход Сванетии, и только в сталинскую эпоху она стала парадным въездом в этот регион.
Современность
Дорога начинается в Зугдиди, причем выйти к ней из центра города не очень просто. Сначала надо найти Сухумскую улицу, пойти в сторону Абхазии, перейти мост и там будет невзрачный поворот направо. На углу – кладбище. Тут же продают овощи. От этого места примерно 25 километров идет прямая, как палка, дорога, по краям которой можно наблюдать кукурузу, виноград и даже экспериментальные плантации киви. Повторю: километраж будем считать от кладбища, именно там формально начинается трасса შ7.

Примерно на 25-м километре начнется городок Джвари – последний насёленный пункт равнинной Грузии. Тут есть магазины, едальни и вообще тут ещё некоторая цивилизация. Примерно на 28-м километре трассы Джвари кончается, там мост через реку и сразу за мостом трасса круто уходит в горы. Горы начинаются внезапно, их сразу много и они сразу серьёзные. Именно тут символически (но не формально) начинается Сванетия – на границе в советское время построили псевдосванскую башню.  Это красивые места. Я бы советовал проходить этот участок днём и обязательно ногами – хотя бы с 28 по 35 километр. Там роскошные виды на Эгрисский хребет На 33 километре будет отворотка влево – там смотровая площадка с видами дамбы Ингурской ГЭС.  
 

После площадки трасса переваливает хребет и идёт над водохранилищем. Это примерно 40 километров извилистой асфальтовой трассы до села Хаиши. Там хорошие виды на горы и воду, напрашивается мысль поставить там палатку, но реально мест под нее практически нет, все очень круто и неровно.
 
 
Хаиши – важный стратегический перекрёсток, с магазинами и едальней, где можно впервые встретить сванский кубдари за 4 лари.  Около Хаиши звездой сходится несколько ущелий, но дорога пока только по ингурскому.
 

После Хаиши начинается бетонка. На 73-м километра трассы (в паре километров после Хаиши) дорога пересекает Ингури и переходит на его северный, правый берег. Тут же, левее моста, в Ингури впадает река Ненскра и уходит дорога на сёла Лухи, Марги, и прочие сёла глухого ущелья Ненскра. Туда на север дорога тянется километров на 13 или 15. Высотность около моста около 600 метров от уровня моря.
 
Еще 50 километров трасса идет высоко над Ингури и посёлками. Исторически это необитаемое пространство между землями сванов и землями мегрелов.
 
На 90-м километре находится маленькие, невыразительное село Дизи. Высотность уже около 900 метров.
 
На 102-м километре будет поселок Лахамула, чуть дальше – Луха, где вроде бы появляется первая сванская башня.
 
На 108-м километре влево уходит дорога к сёлам общины Пари. Через 500 метров мост через речку Кинни, затем извивами подъём на 150 метров и вы попадаете в общину Эцери. Как раз на 111-м километре находится перекрёсток, от которого налево можно добраться до руин замка Дадешкелиани и храма в селе Пхутрери. Тут на перекрёстке высотность 1450 метров. Это конец подъёма: дальше до местоо трасса будет идти примерно на одной высоте.
 
Через 8 километров, на 119-м километре, трасса пересекает по мосту реку Долра – там слева находится община Бечо, оттуда лучшие виды на Ушбу. С трассы в хорошую погоду  видно горы Лайла и Тетнульди.
 
В этом месте имеет смысл задержаться, подняться вверх до Мазери и ледников Ушбы. За Долрой оканчивается Княжеская Сванетия, далее трасса прорублена в крутых скалах – в тех самых скалах, которые долгое время были непроходимы для всех армий. Здесь – граница двух Сванетий. Здесь всё очень сильно меняется. Примерно на 127-м километре справа у дороге виден Спасский храм – это уже длинная община Латали, со столицей в поселке Иенаши. В Латали уже много сванских башен. Затем почти сразу община Ленджери, где при въезде башня стоит у самой трассы. В Ленджери есть 4 гостевые дома, два из них прямо у трассы. Затем небольшое ущелье и – Местия.
 
От зугдидского кладбища до центральной площади Местии (Сети) ровно 137 километров.
 
От  площади до моста в ушгульском селе Чажаши 44 километра, основная часть этой дороги уже забетонирована.
 
В сентябре 2011 года бетон был положен до самой Местии, там он заканчивался. 7-го сентября начали класть первый участок бетона в черте города.

Трасса проходится на автомобиле за 2–3 часа. Но если вы тут впервые, если ночь, если мокро или снег, то скорости основательно замедляются.
 
Автостоп на Местийской трассе традиционно небыстрый, но неплохой. Обычно около села Джвари можно поймать машину куда-нибудь до Латали или Местии.
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041951894760132 сек.